Найти тему
Понятное Прошлое

Знаменитые христианские ереси: "Донатисты". Когда Церковь - не место для лицемеров.

С самого начала своего существования христианство порождало все новые и новые толковая основных принципов и догматов веры, которые оформлялись в самостоятельные течения христианства. Когда христианство стало официальной религией Римской Империи при Феодосии Великом в 388 году н.э. любые отклонения от никейской формы христианства (названного так в честь решения Первого Вселенского Собора, прошедшего при Константине Великом в 325 году в г. Никее в Малой Азии) стали именоваться ересями. На фоне всех ересей донатизм стоял особняком, ибо его сторонников интересовали не религиозные догмы, а праведность тех людей что служат в церкви и выступают от ее лица.

Нравственный облик членов Церкви обсуждался с первых веков христианства
Нравственный облик членов Церкви обсуждался с первых веков христианства

На протяжении первых веков существования христианства в среде священнослужителей то и дело возникал вопрос насколько правомерны и действительны ритуалы и таинства, такие как крещение, если проводящий их не является правоверным христианином. Однако по настоящему масштабно этот вопрос встал в самом начале IV века н.э. - император Диоклетиан ставил своей задачей полное восстановление былого могущества Римской Империи, и вслед за военной, финансовой и административной сферами принялся за религиозную - в 303 году н.э. в Империи издается эдикт, согласно которому христианство запрещается и всем жителям государства в профилактических мерах предписано публично продемонстрировать свою приверженность язычеству, сжигая Священные Писания или совершая жертвоприношения.

Эти гонения были наиболее масштабными за всю историю христианства и целый ряд христианских священников пошли на условия властей и публично осквернили веру или отвернулись от нее. К этому времени в среде христиан уже сложилось устойчивое благоволение к мученичеству - смерти и страданию за веру, и потому наиболее ярые сторонники христианства призывали умереть за веру, чем предать ее. Но не все были столь убежденными верующими. Константин Великий с момента восшествия на престол в 306 году стал последовательно ослаблять гонения христиан - к 324 году он стал единоличным правителем и христианство было в полной мере восстановлено в своих правах.

До IV века христиане часто преследовались и подвергались казням
До IV века христиане часто преследовались и подвергались казням

Те, кто ранее так спешно отказались от веры христовой, в ситуации расположения высшей власти и императора христианству с удвоенным рвением поспешили восстановить свои саны и должности. Большинство исходило из принципа "так было нужно", "мы хранили истинную веру в душе" и т.д. Но лишь в Северной Африке, в районе современной Ливии нашлась группа священников, которая открыто осудила изменников и предателей - они отказывались признавать власть и титулы назначенных епископов. Группу противостоявших возглавил Донат, ставший при поддержке противников предателей и местной знати епископом Карфагена в 313 году. Своим именем он дал название "донатизму" - подходу, но не учению, согласно которому действительны только те таинства, которые совершаются праведным священником.

Донат и его сторонники открыто противостояли изменникам, даже если их поддерживала власть, в том числе - центральная. Уже на Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее донатистов осудили как еретиков, но лишь за то, что они выступали против неправомочных решений "сверху". Своими активными действиями Донат и его последователи вскоре превратили Северную Африку в оплот донатизма, где единственной оппозицией была центральная власть и центральная Церковь в Риме и Константинополе.

Донат изображен как еретик. Нюрнбергская хроника.
Донат изображен как еретик. Нюрнбергская хроника.

К сожалению для донатистов их движение часто использовали местные политические, военные и бандитские группировки, для прикрытия и оправдания собственных действий и сепаратизма. Например, местные банды грабителей, именуемые "церкумцеллионы", утверждали, что просто отбирают у богатых и отдают бедным, как якобы завещал им Христос. Политические лидеры, стремившиеся стать местными царями и править без оглядки на Рим оказывали максимальное расположение донатистам, так было, например, при восстании князя Фирма в 372-374 гг., которое прибыл подавлять отец Феодосия Великого, тоже Феодосий "Старший".

Взаимосвязь донатистов с мятежниками и узурпаторами сделала их в глазах центральных властей полноценной террористической группировкой. Центральные церковные власти всегда стремились побороть донатистов светской властью - репрессиями, арестами и гонениями, и лишь проживавший в Гиппоне Регийском пресвитер Августин, ярый сторонник кафоличного христианства, выступил с позиции Веры как таковой, в частности он разделил божью благодать от нравственности и личной веры священников, так как важен посыл прихожанина, его стремление к Богу и это стремление никак не может быть опорочено нечестивым священником. Августин оставил после себя обширное литературное наследие, ему же принадлежит концепция "Града Божьего", сформулированного в ответ на факт разграбления Рима варварами в 410 году.

Августин спорит с донатистами, картина XVIIIвека
Августин спорит с донатистами, картина XVIIIвека

У донатистов не было серьезного запаса времени, чтобы сформулировать свой ответ, отличный от ранних принципов - в 420-е гг. в Северную Африку вторгаются германские племена вандалов и утверждают свою власть. Новые хозяева были арианами - в пику официальному имперскому никейству, и донатистам также не приходилось рассчитывать на поддержку германцев. В V веке Империя вошла в период заката и деградации, и потому актуальность бобры с донатистами отошла на дальний план, а после завоевания Северной Африки арабами в VII веке проблема окончательно испарилась. Но никуда не делись принципы и устои донатистов - многие последующие христианские учение и секты будут обращаться к их опыту, от инквизиции до пуритан, даже на Руси после реформ патриарха Никона старообрядцы будут обвинять принявших эти реформы в беспоповстве.

Читайте также:

- Мавия - арабская православная царица IV века н.э., которую Рим молил о мире.

- Изначально в выборах Папы Римского участвовали рядовые граждане Рима. Почему и когда это запретили?

- Знаменитые христианские ереси: "Арианство"

Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.