Найти в Дзене
Клерикальное чтиво

Чудеса при взятии Казани

Казанское ханство было серьезным противником для Москвы. Казань была сильна и сама по себе, и своими союзными связями. Под ее рукой были народы Поволжья, а за ней стояла Астрахань, Ногайская орда и Крым, а за Крымом - Турция.

Интересно, что при этом Москва и Казань поддерживали, как говорится, партнёрские отношения, например, вместе ходили на Литву. Но тем крепче и с большим знанием дела русские и татары били потом друг друга. В общем, с обеих сторон давно созрело понимание, что партнёрство пора переводить на новый уровень. Однако вопрос о том, кто станет старшим партнёром мог решиться только в бою.

Молодой русский царь Иван Грозный перешёл к решительным действиям. Зимой 1547-48-го состоялся первый серьезный поход на Казань, зимой 1549-50 второй. Время года выбирать не приходилось, только зимой наступало затишье на южной границе, на которую постоянно давили крымцы и ногаи. Оба похода не достигли своей цели.

Как известно, Иван Грозный не был атеистом и был склонен осмыслять военные неудачи прежде всего мистически. Помощника в войне и ходатая перед Богом он нашел в лице древнего русского святого Авраамия Ростовского.

Этот монах достиг больших успехов в духовном покорении дикого востока, каким и был в его время Ростов Великий. Посреди Ростова стоял каменный идол, народ охотно кланялся ему и приносил жертвы. А тех, кто не хотел кланяться, идол принуждал к этому, сидевшей в нем бесовской силой. В связи с чем о физическом уничтожении истукана не могло быть и речи, а духовной силы Авраамию не хватало. Ему оставалось лишь проливать слезы на безопасном расстоянии от Ростовского бога.

Однажды, когда Авраамий сидел и со слезами молился, к нему подошёл старец, расспросил о печали и посоветовал сходить за помощью в Константинополь. "Помолись там в храме апостола Иоанна Богослова и апостол тебе поможет. А то что дорога дальняя, это не твоя забота". - Сказал таинственный советчик.

Дорога действительно оказалась недальней, апостол любви сам встретил Авраамия в самом начале пути, километрах в трёх от Ростова. Он вручил ему камышовую трость с рукояткой в виде креста: "Прикоснись этим камышом к идолу и будет тебе по твоим молитвам".

Авраамий так и сделал, идол рассыпался в прах, и на его месте теперь стоит Авраамиев монастырь. За этим-то камышом, который с тех пор хранился у гроба Авраамия, и заехал Грозный царь перед третьим походом на Казань. А о том, кто помог ему в войне сделал потом запись, - как и подобает царям, - в камне.

После взятия Казани Иван Васильевич приказал построить в Ростове храм похожий на Покровский собор на Красной площади. Только ростовский храм-памятник построили первым, а Покровский собор, который тоже поставили в память о Казани, вторым.

Ростовский храм освятили в честь Богоявления, преподобного Авраамия, Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи — небесного покровителя царя Ивана.

P. S. Татары, не в обиду — иншалла.

См. также: Знай наших! Голова убитого русского снова приросла к телу
Кто действительно заставил французов уважать Россию
Казанские походы и взятие Казани 2 октября 1552 года