ациональные карты ArCa вновь становятся эффективным инструментом банкинга
АрмИнфо.В непростых условиях сокращения кредитной маржинальности при недостатке клиентской базы заметным явлением последнего года на банковском рынке можно считать восстановление рыночных позиций локальной национальной системы Armenian Card. Об этом говорится в очередном юбилейном, 20-м по счету аналитическом бюллетене <Армянские банки в карточном бизнесе>, подготовленном Агентством рейтинговой, маркетинговой информации (ИК АрмИнфо). Бюллетень выходит дважды в год.
Как отмечается в исследовании, количество эмитированных активных локальных карт за последний год возросло почти на 14%, а их общее число, после длительного периода стагнирующего роста, вновь приблизилось к доле в 40%, что выше числа активных карт международных платежных систем в отдельности. Оживление национальных карточек ArCa, по мнению аналитиков, можно связать с несколькими основными факторами: низкими эмиссионными издержками, удобством в качестве инструмента при потребительском кредитовании, в том числе в качестве подарочных карт, внедрением сертифицированной чиповой технологии со стороны Единой платежной системы Armenian Card, и что немаловажно, выходом на зарубежные рынки благодаря межсистемному взаимодействию с российской платежной системой МИР.
Как отмечается в бюллетене, политика низких ставок не сумела пока оживить рынок корпоративного кредитования, однако существенно повысило активность банков на сегменте кредитной розницы (до 30%), что отразилось на дальнейшем количественном и качественном росте платикового бизнеса. Однако ограниченность новых клиентов, как в корпоративном, так и в розничном сегментах, оставило без изменений темпы количественного роста активных банковских карт в среднем на 17% годовых. По всей видимости, банковская система страны уже преодолела эффект низкой базы и динамика дальнейшего роста количества карт будет зависеть от экономической активности, состояния совокупного спроса в стране и повышения доходов населения. В сегодняшних условиях перекредитованности населения ожидать существенных количественных подвижек не приходится.
Несмотря на некоторое снижение активности в интернет коммерции опять таки по сравнению с первоначальным бумом, связанным с эффектом низкой базы и существенным внедрением банками технологических решений и собственных инноваций для ее активизации, по всей видимости, темпы роста объемов этого бизнеса будут ныне находится в диапазоне 20-25% год к году с учетом ограничений, внедряемых в рамках регулятивных таможенных мер со стороны ЕАЭС. И, тем не менее, пока банковские карты остаются доминирующим инструментом на фоне слабой интеграции страны в международные системы электронных платежей.
В 2020 году, в условиях сдержанного оптимизма по отношению к общему состоянию экономики (прогнозируемого международными организациями снижения темпов роста ВВП) и банковской системы, в частности, из-за наличия рисков падения доходности, на пластиковом рынке не стоит ожидать существенной активизации. Рынок, по всей видимости, будет дрейфовать в среднесрочном боковом тренде, драйверами которого станут имеющие ресурсы крупные и наиболее инновационные банки.
Отметим, что, по данным ЦБ Армении, общее количество пластиковых карт составило 2.4 млн. шт.. А общий объем пластиковых транзакций превысил 2.3 трлн драмов.