Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в мраморе лучше, чем наяву,
иль замечаешь фавна, предавшегося возне
с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг.
Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы, –
всё, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в камень или металл.
Это – конец вещей, это – в конце пути
зеркало, чтоб войти.
Иосиф Бродский
Воображение создателя проекта Массандровского дворца, архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера, породило в Верхней Массандре «поэму в камне». Её зрительным воплощением стало органичное единение дворцовой архитектуры, скульптуры и природного ландшафта. С течением времени творения мастера неизбежно претерпевают изменения: тускнеют используемые в экстерьере строительные материалы, перерождается растительный покров местности. Тем не менее, архитектурный облик дворцово-паркового ансамбля вполне осязаем. Однако чуткий зритель, осматриваясь на придворцовой территории, неизменно ощутит некую недосказанность. Эта статья посвящена той части ансамбля, которая навсегда для нас утеряна и осталась только на старых открытках и любительских фотографиях начала ХХ века. Речь пойдёт о скульптуре.
⠀
Известно, что к 1902 году, ко времени принятия дворца комиссией Управления уделов, двадцать девять скульптур были привезены и установлены вокруг здания. Двенадцать из них изготовлялись из искусственного камня, выписывались через петербургскую фирму «Кос и Дюр» из Метлаха и обошлись в среднем по 250-300 рублей за одну статую. Семнадцать скульптур были отлиты из гипса, некоторые из них, в целях экономии, окрашивались масляными красками под цвет мрамора и бронзы.
В 1909 году последовало высочайшее указание о снятии статуй, выполненных из гипса, поскольку они начали портиться от дождей и снега. Одновременно, чтобы не нарушать симметрии, были сняты и скульптуры, выполненные из керамики. Этот факт подтверждают фотографии из фотоальбома 1909 года Анны Вырубовой, ближайшей подруги императрицы Александры Фёдоровны.
Тематика изваяний была традиционной для дворцово-парковых ансамблей тех лет: произведения по мотивам греческой и римской мифологии, различные аллегории, статуи исторических деятелей. Вопросом расстановки скульптур, их аналогов и прототипов серьёзно интересовались крымские исследователи Аза Павловна Пальчикова и Николай Николаевич Калинин.
Николай Николаевич Калинин полностью описал расположение скульптур на придворцовой территории. При детальном изучении текстового описания каждое утверждение Николая Николаевича удалось подкрепить фотоматериалами и уже на основании этого составить полную схему расположения скульптур.
Все 29 скульптур были установлены вокруг дворца <...>.
Из 23 утерянных скульптур 10 остаются загадкой – их прототипы установить не удалось. Это статуи-аллегории Искусства, Науки, Скульптуры, Архитектуры, Художества, скульптур «Римлянка» и «Помпеянка», «Олень», «Ваза с купидоном», «Лев лежащий». Изображения последних двух настолько условны, что сбор любых сведений по данным объектам представляется возможным лишь на основании конкретных архивных документов.
Полную версию статьи с подробным описанием скульптур, их прототипами и местами расположениям читайте на официальном сайте Алупкинского музея-заповедника: https://worontsovpalace.org/ostalis-tolko-na-fotografijah-k-voprosu-o-skulpture-massandrovskogo-dvorca/.
Материалы подготовила – научный сотрудник Массандровского филиала Алупкинского музея-заповедника – Кристина Никитина.
#массандровскийдворец #дворецАлександраIII #скульптурымассандровскогодворца #скульптуры #дворцыкрыма
Скульптуры Массандровского дворца, о которых вы не знали
11 марта 202011 мар 2020
261
3 мин