В процессе преподавания и изучения иностранных языков преподаватель и обучающийся в равных степенях сталкиваются с психологическими барьерами, препятствующими успешному преподнесению знаний учителем и восприятию, хранению и воспроизведению их учеником.
Степень успешного освоения иностранных языков завит от многих факторов: уровня мотивации обучающегося, грамотного и внимательного подхода преподавателя к способам обучения, формы и структуры деятельности на занятиях, степени доверия в отношениях между преподавателя и обучаемого, а также от вида и степени конкурентной среды во время групповых занятий.
При проведении исследований было выявлено, что психологические барьеры, возникающие у обучающегося во время занятий, можно разделить на три основные группы:
•Когнитивные
•Эмоциональные
•Языковые
Но сегодня мы рассмотрим не только основные барьеры, причины их возникновения и способы борьбы, но и второстепенные, вытекающих из них.
Когнитивные барьеры — препятствия, возникающие из-за недостоверности и (или) несовпадении знаний и (или) их недостатка о предмете, а также низких уровней памяти, интеллекта, речи, навыков восприятия и абстрактного мышления.
Причины возникновения когнитивного барьера:
- Отсутствие занятий, направленных на поддержание и развитие когнитивных навыков.
- Отсутствие стремления к сохранению и получению знаний (чаще всего из-за незаинтересованности в данном предмете или уверенности в ненадобности данного предмета).
- Отсутствие навыков четкого восприятия и анализирования информации.
- Неправильное преподнесение знаний, которое ведёт к отсутствию стремления к изучению данного предмета (со стороны преподавателя)
- Длительное применение однообразных приемов и способов обучения (со стороны преподавателя).
Способы борьбы с когнитивным барьером:
Со стороны преподавателя:
- Преподнесение материла в нетипичной, завлекающей обучающегося форме.
- Разработка или преобразование заданий, которые требуют креативного подхода и абстрактного мышления.
- Демонстрация и аргументация важности изучаемого предмета.
- Презентация профессий, требующих знания данного предмета.
Со стороны ученика:
- Разработка ассоциаций для легкого восприятия, хранения и воспроизведения информации.
- Практика повествования усвоенного материала с вхождением в роль преподавателя.
- Воспроизведение сжатых умозаключений, отражающих полученные знания по завершению каждого занятия.
Эмоциональные барьеры — эмоциональный фон, который окрашивает все моменты жизни человека, происходящие в данный момент.
Причины возникновения эмоционального барьера:
- Мощная восприимчивость к происходящим событиям независимо от их характера.
- Нездоровая оценка своих возможностей и результатов.
- Отсутствие веры в успех и стремления к нему, являющиеся следствием нездоровой оценки своих возможностей и результатов.
- Присутствие вражеской конкуренции при групповых занятиях.
- Отсутствие поддержки, похвалы и поощрения (со стороны преподавателя).
Способы борьбы с эмоциональным барьером:
Со стороны преподавателя:
- Создание дружеской конкуренции при групповых занятиях, способствующей повышению работоспособности и умению сохранять и увеличивать свою позицию.
- Личная похвала или введение обязательной групповой похвалы со стороны обучаемых друг к другу после каждого занятия/ публичного выступления.
- Разработка заданий, требующих демонстрацию имеющихся навыков и способствующих выявлению новых.
Со стороны обучающегося:
- Собственная оценка своей работы после каждого пройденного занятия/ выполнения задания и ее обоснование.
- Стремление обойти противника с помощью имеющихся навыков.
- Стремление к управлению своими эмоциями и искоренение их негативного проявления с помощью положительного.
Языковые барьеры — сложности в коммуникации людей, связанные с принадлежностью к говорящих к разным языковым группам.
Причины возникновения языкового барьера:
- Страх в совершении ошибки.
- Отсутствие практики в разговорном аспекте.
- Неуверенность в знаниях.
- Неправильная форма обучения и его методики (со стороны преподавателя).
Способы борьбы с языковым барьером:
Со стороны преподавателя:
- Введение практики в разговорном аспекте.
- Грамотное и спокойное рассмотрение совершенных обучающимся ошибок.
• Объяснение непонятых аспектов на преподаваемом языке простыми и понятными обучающемуся словами для развития разговорных навыков.
Рассмотрев основные психологические барьеры, возникающих в ходе обучения, можно перейти к второстепенным или вытекающим барьерам.
Фонетический барьер — трудности восприятия, возникающие из-за особенностей речи человека.
Преподаватель должен стараться говорить разборчиво, четко, учитывая уровень восприимчивости обучаемого, разрабатывать упражнения, которые помогут привыкнуть и лучше воспринимать фонетические особенности людей при разговоре.
Обучающийся должен постоянно стремиться улучшить уровень восприятия речи с различными фонетическими особенностями, обеспечивая наличие обратной связи и оценку навыков преподавателем.
Семантический барьер — разная степень восприятия и сохранения смысловой нагрузки в одинаковых выражениях.
Преподаватель и обучающийся должны освоить и развить навыки восприятия и понимания высказываний друг друга (и других обучающихся при групповых занятиях). Выполнение упражнений, направленных на познание особенностей восприятия является обязательным аспектом как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя.
Логический барьер — отсутствие или низкая развитость навыка формулирования и выражения своих мыслей вслух.
Обучающийся должен на обязательной основе иметь постоянную практику в развитии уровня ораторского искусства, а также в построении логических цепочек.
Преподаватель обязан разрабатывать или преобразовывать упражнения, которые направлены на развитие логических навыков обучающегося.
Личностный барьер — различия в характере людей, степенях восприятия, оценки событий и реакции на них.
Преподаватель должен знать особенности поведения ученика при восприятии критики или негативных моментов.
Обучаемый должен развить здоровую реакцию на успех, критику, неуспеваемость, низкую степень восприятия и усвоения информации и действовать в эмоционально сдержанном фоне.
Барьер стилей общения — трудности в общении, возникающие из-за различного возраста, темперамента, характера, воспитания и т.д.
Пожалуй это один из самых актуальных психологических бартеров, развивающийся на данный момент.
Преподаватель должен найти стиль общения, который будет удобен обучаемому и при этом не будет нарушать какие-либо моральные и этические нормы.
Обучаемый должен уважительно относиться к стилю общения преподавателя и стремиться идти на уступки.
Общие способы преодоления психологических аспектов:
- Постановка себя на место собеседника поможет понять его мотивы, действия, желания и требования.
- Уважение к собеседнику — основа успешного преодоления любых психологических барьеров в разных аспектах общественных отношений.
- Открытое обсуждение является здоровым способом понять собеседника, искоренить непонимание.
- Обдумывание речи перед ее произношением обеспечивает сохранение бесконфликтности.