Найти тему
Katerina Belyaeva

Почему не даётся иностранный язык?

В процессе преподавания и изучения иностранных языков преподаватель и обучающийся в равных степенях сталкиваются с психологическими барьерами, препятствующими успешному преподнесению знаний учителем и восприятию, хранению и воспроизведению их учеником.

Степень успешного освоения иностранных языков завит от многих факторов: уровня мотивации обучающегося, грамотного и внимательного подхода преподавателя к способам обучения, формы и структуры деятельности на занятиях, степени доверия в отношениях между преподавателя и обучаемого, а также от вида и степени конкурентной среды во время групповых занятий.

При проведении исследований было выявлено, что психологические барьеры, возникающие у обучающегося во время занятий, можно разделить на три основные группы:

Когнитивные 

•Эмоциональные

•Языковые

Но сегодня мы рассмотрим не только основные барьеры, причины их возникновения и способы борьбы, но и второстепенные, вытекающих из них.

Когнитивные барьеры — препятствия, возникающие из-за недостоверности и (или) несовпадении знаний и (или) их недостатка о предмете, а также низких уровней памяти, интеллекта, речи, навыков восприятия и абстрактного мышления

Причины возникновения когнитивного барьера:

  • Отсутствие занятий, направленных на поддержание и развитие когнитивных навыков.
  • Отсутствие стремления к сохранению и получению знаний (чаще всего из-за незаинтересованности в данном предмете или уверенности в ненадобности данного предмета). 
  • Отсутствие навыков четкого восприятия и анализирования информации. 
  • Неправильное преподнесение знаний, которое ведёт к отсутствию стремления к изучению данного предмета (со стороны преподавателя) 
  • Длительное применение однообразных приемов и способов обучения (со стороны преподавателя).

Способы борьбы с когнитивным барьером:

Со стороны преподавателя:

  • Преподнесение материла в нетипичной, завлекающей обучающегося форме.
  • Разработка или преобразование заданий, которые требуют креативного подхода и абстрактного мышления.
  • Демонстрация и аргументация важности изучаемого предмета.
  • Презентация профессий, требующих знания данного предмета.

Со стороны ученика:

  • Разработка ассоциаций для легкого восприятия, хранения и воспроизведения информации.
  • Практика повествования усвоенного материала с вхождением в роль преподавателя.
  • Воспроизведение сжатых умозаключений, отражающих полученные знания по завершению каждого занятия.

Эмоциональные барьеры — эмоциональный фон, который окрашивает все моменты жизни человека, происходящие в данный момент. 

Причины возникновения эмоционального барьера: 

  • Мощная восприимчивость к происходящим событиям независимо от их характера.
  • Нездоровая оценка своих возможностей и результатов.
  • Отсутствие веры в успех и стремления к нему, являющиеся следствием нездоровой оценки своих возможностей и результатов.
  • Присутствие вражеской конкуренции при групповых занятиях.
  • Отсутствие поддержки, похвалы и поощрения (со стороны преподавателя). 

Способы борьбы с эмоциональным барьером: 

Со стороны преподавателя:

  • Создание дружеской конкуренции при групповых занятиях, способствующей повышению работоспособности и умению сохранять и увеличивать свою позицию.
  • Личная похвала или введение обязательной групповой похвалы со стороны обучаемых друг к другу после каждого занятия/ публичного выступления.
  • Разработка заданий, требующих демонстрацию имеющихся навыков и способствующих выявлению новых.

Со стороны обучающегося:

  • Собственная оценка своей работы после каждого пройденного занятия/ выполнения задания и ее обоснование.
  • Стремление обойти противника с помощью имеющихся навыков. 
  • Стремление к управлению своими эмоциями и искоренение их негативного проявления с помощью положительного. 

Языковые барьеры — сложности в коммуникации людей, связанные с принадлежностью к говорящих к разным языковым группам.

Причины возникновения языкового барьера:

  • Страх в совершении ошибки.
  • Отсутствие практики в разговорном аспекте. 
  • Неуверенность в знаниях. 
  • Неправильная форма обучения и его методики (со стороны преподавателя).

Способы борьбы с языковым барьером:

Со стороны преподавателя:

  • Введение практики в разговорном аспекте. 
  • Грамотное и спокойное рассмотрение совершенных обучающимся ошибок.

Объяснение непонятых аспектов на преподаваемом языке простыми и понятными обучающемуся словами для развития разговорных навыков.

Рассмотрев основные психологические барьеры, возникающих в ходе обучения, можно перейти к второстепенным или вытекающим барьерам.

Фонетический барьер — трудности восприятия, возникающие из-за особенностей речи человека.

Преподаватель должен стараться говорить разборчиво, четко, учитывая уровень восприимчивости обучаемого, разрабатывать упражнения, которые помогут привыкнуть и лучше воспринимать фонетические особенности людей при разговоре.

Обучающийся должен постоянно стремиться улучшить уровень восприятия речи с различными фонетическими особенностями, обеспечивая наличие обратной связи и оценку навыков преподавателем. 

Семантический барьер — разная степень восприятия и сохранения смысловой нагрузки в одинаковых выражениях.

Преподаватель и обучающийся должны освоить и развить навыки восприятия и понимания высказываний друг друга (и других обучающихся при групповых занятиях). Выполнение упражнений, направленных на познание особенностей восприятия является обязательным аспектом как со стороны обучаемого, так и со стороны преподавателя.

Логический барьер — отсутствие или низкая развитость навыка формулирования и выражения своих мыслей вслух.

Обучающийся должен на обязательной основе иметь постоянную практику в развитии уровня ораторского искусства, а также в построении логических цепочек.

Преподаватель обязан разрабатывать или преобразовывать упражнения, которые направлены на развитие логических навыков обучающегося. 

Личностный барьер — различия в характере людей, степенях восприятия, оценки событий и реакции на них. 

Преподаватель должен знать особенности поведения ученика при восприятии критики или негативных моментов.

Обучаемый должен развить здоровую реакцию на успех, критику, неуспеваемость, низкую степень восприятия и усвоения информации и действовать в эмоционально сдержанном фоне. 

Барьер стилей общения — трудности в общении, возникающие из-за различного возраста, темперамента, характера, воспитания и т.д.

Пожалуй это один из самых актуальных психологических бартеров, развивающийся на данный момент.

Преподаватель должен найти стиль общения, который будет удобен обучаемому и при этом не будет нарушать какие-либо моральные и этические нормы.

Обучаемый должен уважительно относиться к стилю общения преподавателя и стремиться идти на уступки

Общие способы преодоления психологических аспектов:

  • Постановка себя на место собеседника поможет понять его мотивы, действия, желания и требования. 
  • Уважение к собеседнику — основа успешного преодоления любых психологических барьеров в разных аспектах общественных отношений.
  • Открытое обсуждение является здоровым способом понять собеседника, искоренить непонимание.
  • Обдумывание речи перед ее произношением обеспечивает сохранение бесконфликтности.