Огромные средства, выделяемые из бюджета по нацпроекту, должны быть потрачены не только на замену асфальта, но и для обеспечения безопасности людей на дорогах
Провинциальный Ульяновск (Россия) сравнили со столичным Осло (Норвегия). Приятно. Хотя и повод не веселый. Известный российский блогер Илья Варламов в дном из своих выпусков на Ютюбе рассказал о том, что за прошлый год при почти равном количестве жителей в нашем городе погибло 44 человека (в том числе 18 пешеходов, один велосипедист и один ребенок), а в норвежской столице –один водитель. Да и тот, оказался, не местный, а опять же наш соотечественник.
- Мы все больше ремонтируем и строим дороги, но при этом растет смертность. По данным Госавтоинспекции Ульяновской области по итогам 2019 года на дорогах города Ульяновска погибло 44 человека. Это на 5 человек больше, предыдущего периода! Поэтому сегодня мы должны уделить особое внимание мерам обеспечения безопасности, - заявил глава города Сергей Панчин.
Еженедельно в России на дорогах умирают сотни людей. Это сравнимо с тем, как если бы каждую неделю случалась катастрофа и падали пассажирские самолеты. Но при этом наверняка бы началось расследование на федеральном уровне, были бы предприняты срочные меры, установлены запреты полетов и т.п. Но не в случае смертей на дороге, которые мы (по крайней мере большинство) научились воспринимать как естественное явление, как неизбежное зло. Хотя это не так и так быть не должно!
Что это за меры, о которых говорит градоначальник, как власть намерена обеспечить безопасность на дорогах? Прежде чем начать что-то предпринимать (рисовать схемы, выделять средства и т.д.) происходит выявление, так называемых, мест концентрации ДТП. Этим занимается Госавтоинспекция путем подсчета аварий. Если в городе на каком-то отрезке дороги (длинной не более 200 метров), либо на каком-то перекрестке произошло три и более однотипных аварий с пострадавшими, это место признается аварийно-опасным участком. Через год, когда подвели итоги мониторинга, подсчитали количество убитых и раненых, начинают думать, что с этим делать. Госавтоинспекция выдает собственникам дорог предписания, где указывает необходимые меры снижения аварийности.
Почему нельзя принять безотлагательные меры сразу после того как произошло ДТП – трудно сказать. Скорее всего это связано с громоздкой системой закупок, которую устроили у нас в стране, так что все надо проводить через конкурсы, соблюдая процедуры, которые занимают достаточно много времени. Впрочем, точного ответа на этот вопрос у нас нет. Для сравнения с Европой (раз уж мы, вернее Илья Варламов, с этого начали) в Швеции, где один из самых низких в мире показатель смертности в ДТП, расследованием каждого инцидента занимается специальная комиссия, выводы которой обязательны для исполнения немедленно.
Несмотря на то, что борьба с местами концентрации ДТП у нас в стране протекает не столь резво, как на Западе, в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» поставлены амбициозные цели к 2024 году снизить смертность в результате ДТП в 3,5 раза! В мировой практике еще не было прецедентов, чтобы добиться таких результатов за столь короткий срок. Чтобы достичь уровня смертности четыре погибших на 100 тыс. человек, той же Норвегии понадобилось 33 года. Значит, нам в России надо все делать не просто быстрее, а намного лучше, чем в Европе, соответственно, и в Ульяновске должно быть круче, чем в Осло!
Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин рассказал, что за 2019 год в рамках нацпроекта отремонтировано 50 участков автодорог протяженностью 113,6 км, это больше запланированных 107,7 км. Кроме того, установлены 3 новых светофора, 16 новых камер фотовидеофиксации и 702 дорожных знака. На конец 2019 года доля Ульяновских дорог, находящихся в нормативном состоянии, приближается к отметке в 70%. Сокращено количество мест концентрации ДТП!
Но вот парадокс: при том, что количество аварий на дорогах действительно снижается, смертность – наоборот растет! Дороги стали лучше, водителям стало удобнее разгонятся, скорости увеличились. Среди основных причин ДТП – низкая культура вождения: использование телефона и превышение алкоголя в крови. Столько пьяных за рулем - жутко! Практически в каждом случае с ДТП водитель был если ни в стельку, то подшофе. Только за выходные дни с 14 по 16 февраля сотрудники Госавтоинспекции на территории Ульяновской области задержали 41 водителя за управление транспортным средством в состоянии опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования. В том числе три водителя задержаны за повторное аналогичное нарушение, то есть выписанный ранее штраф в 30 тыс. рублей их не остановил. Теперь им грозит более серьезное наказание.
Согласно статьи 264.1. Уголовного Кодекса РФ за повторное задержание в нетрезвом виде в течение года или за повторный отказ от медицинского освидетельствования предусматриваются санкции от штрафа в размере до 300 тыс. рублей, обязательных работ в объеме до 480 часов, принудительных работ в течение срока до 2 лет вплоть до уголовной ответственности. Может быть выбрана как одна из данных мер, так и сочетание нескольких видов наказаний.
Откуда у наших соотечественников такое пренебрежение к собственной жизни и к жизни окружающих? Как понять водителей, которые садятся за руль пьяными?! Более того, поступают так повторно, даже после понесенного наказания… Так может и наказание-то не такое уж весомое? Давайте честно признаемся, что к автовладельцам у нас в стране более лояльное отношение, чем к пешеходам или, не приведи Господи, к велосипедистам.
Позвольте поворчать по случаю, короткой ремаркой: даже несмотря на то, что по правилам тротуары необходимо очищать в первую очередь, у нас сначала чистятся все же именно автомобильные трассы, и только потом (и то если хватит времени и сил) пешеходные дорожки. То есть в первую очередь у нас заботятся об автовладельцах, все остальные – менее важны. Как говорится, так повелось.
Согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», к концу 2020 года планируется подготовить поправки в законодательство, усиливающие ответственность за правонарушения в сфере дорожного движения. Но это в теории, а на практике что мы видим? Новый премьер-министр Михаил Мишустин высказался против увеличения штрафов за превышение скорости назвав эту меру непосильной для граждан.
Но разве не в этом смысл наказания, чтобы упреждать нарушения, а не в том, чтобы каждый мог себе позволить его совершать без ущерба для собственного кошелька? Более того: в новом КоАП штрафы еще предлагается и оплачивать с 50% скидкой… Тут даже не знаешь, как комментировать: у нас дорога – это аттракцион что ли какой-то, чтобы каждый мог себе позволить прокатиться с ветерком?
А как вам эта трогательная забота о водителях, которых по закону обязаны предупреждать о наличии камер? То есть государство говорит: вот тут сейчас осторожно, езжай аккуратно… А дальше делай что хочешь, братан, там никто не смотрит, газуй, отрывайся? Что это за подход – не понятно. Разве суть камер на дрогах не в том, чтобы водитель думал, что во время движения он постоянно находится под наблюдением, и чтобы он постоянно вел машину аккуратно, соблюдая правила? Этот вопрос, впрочем, отпадает, если камеры ставят лишь с целью сбора штрафов, но тогда это уже за гранью добра и зла.
Между тем именно высокие скорости, именно не соблюдение правил и приводят к летальному исходу в ДТП. Опыт европейских стран показывает, что самое эффективное средство для снижение смертности на дорогах – успокоение траффика и снижение скорости машин до безопасных величин 20-30 км/час. Стоп-стоп-стоп!!! Да, так медленно! Да, нельзя быстрее… Ух, сколько агрессии вызовут эти слова, сколько ругательств соберет в свой адрес автор. Ведь даже самое незначительное снижение скорости в черте города для наших водителей воспринимается как посягательство на самое святое. Любая мало-мальски крохотная транспортная пробка вызывает бурю гневных эмоций, как будто случился конец света.
Друзья давайте менять приоритеты: самое святое – это человеческая жизнь, а от того, что вы медленнее проедете на своем авто, никто не умрет. Ваши страдания в пробках не соизмеримы с горем матери, потерявшей ребенка под колесами. Неужели это еще надо кому-то доказывать и объяснять?