Найти тему
ЛавГав | Всё о Псё

Как использовать маркер в дрессировке. 4 шага к освоению команды.

Оглавление

Многие из вас слышали такое слово как "кликер" или "маркер". Что же это такое и зачем нужны в дрессировке? Давайте разбираться.

Маркер (кликер, свисток, устный маркер) — условный сигнал, который подаётся хозяином в момент совершения животным ожидаемого от него действия. После условного подкрепления (маркер) ВСЕГДА идёт безусловное подкрепление (еда). 

Для чего нужен маркер?

Маркер нужен для того, чтобы собака поняла, чего вы от неё хотите. Например, у нас есть задача научить собаку смотреть в глаза хозяину. Если работать без маркера, то поймать момент взгляда собаки вам в глаза невозможно. Если она посмотрела на вас, а вы лезете в карман за едой, чтобы подкрепить её за выполненное действие, то собака мгновенно переведет свой взгляд уже на ваш карман с лакомством. Она не поймёт, за ЧТО ИМЕННО она получила еду. А если поймет, то скорее всего неправильно, потому что последним её действием был взгляд на еду. Эта ошибка может испортить поведение собаки в будущем.

С маркером же все обстоит намного проще: вы кликните в ТОТ самый момент взгляда в глаза и только потом отдадите безусловное подкрепление в виде лакомства. И собака точно поймет за КАКОЕ конкретно действие она получила лакомство, так как условный сигнал-маркер звучал именно в момент взгляда в глаза. 

Как маркер поможет в обучении?

Вот 4 последовательных шага, которые помогут вашей собаке выучить команду или трюк:

Шаг 1.

Ждем от собаки нужного действия, произносим маркер и сразу же выдаём ей лакомство. Проделываем несколько повторений. Каждый раз, когда собака выполняет нужное действие, даём звуковой сигнал.

Шаг 2.

Когда собака сообразит, что ей выгодно выполнять это действие, вводим название команды. Теперь, услышав команду "Глазки", собака сразу поймёт, что ей нужно делать. 

Шаг 3.

Постепенно усложняем. Для этого вводим длительность взгляда. То есть кликаем уже не сразу, а с небольшой паузой (то же самое для других трюков и команд). После паузы произносим маркер и отдаем лакомство. 

Шаг 4.

Мастерство выполнения команды достигается тогда, когда собака умеет выполнять команду рядом с раздражителями. Их нужно вводить постепенно и осторожно. Если одним из раздражителей вашей собаки являются другие собаки, то выполните команду на прогулке вдалеке от них. Затем подойдите немного ближе, повторите команду и так далее. 

Как сформировать реакцию на маркер?

Как сделать так, чтобы сам сигнал собака воспринимала как маркер, как условное подкрепление, после которого она получает лакомство? Вспоминаем собаку Павлова: лампочка зажглась — она получила еду и стала через какое-то количество повторений реагировать на лампочку, как на маркер, предшествующий еде.

Итак, "заряжаем" наш маркер. Берём кликер, кликаем и кидаем кусочек на пол. Делаем так по 25 раз в день в течение 1-2 недели. Так с помощью маркера/кликера вы можете играть в разные игры. Только не превращайте занятия в рутину: кроме "сухого" маркера и выдачи еды не забывайте собаку хвалить или помогать ей голосом в занятиях. Также в перерывах между повторениями или после занятия оглаживать собаку, двигаться, бегать и играть. 

Желаю вам продуктивных и интересных занятий! 

— Ваша Антонина Зимарева (старший инструктор по дрессировке, специалист по коррекции проблемного поведения собак).