Образ легендарно батьки Махно в советской историографии несет на себе густой негативный оттенок. Но последние исследования известного историка к. и. н. Виктора Кондрашина повествует как раз об обратном. Вот лишь несколько цитат из его научной статьи «Н. И. Махно и махновское движение на Украине».
… Нестор Иванович Махно – руководитель крестьянского повстанческого движения на Юге Украины в 1918-1921 годах – продолжает по своей популярности оставаться одним из главных героев периода Гражданской войны. Об этом говорят ежегодные шоу на родине батьки в Гуляй-Поле, документальные и художественные фильмы (например, на РТР – «Девять жизней Нестора Махно»), майки с логотипами Махно, песни об атамане в исполнении популярных групп (например, «Любэ»), надписи на заборах (и в других общественных местах) типа «Махно жив» и выкрики типа: «Махно на них не хватает!». Махно остается для многих символом народного гнева, народной удали, народной справедливости, беспощадной силы, сметающей на своем пути всякое зло. Подкрепить сказанное можно благодаря участию в международном проекте Института российской истории РАН и Московской высшей школы социальных и экономических наук: «Крестьянская революция в России».
Согласно расхожему мифу: «Махно – бандит, уголовник, психопат, алкоголик, анархист, а его войско – банда, куда силой загоняли крестьян и куда шли лица, склонные к криминалитету». Этому противоречит дневник жены батьки Махно Галины Кузьменко. В этом дневнике, захваченном красными, женщина якобы пишет о «насильственной мобилизации» молодых крестьян села Гуляй-Поле, которых махновцы били со словами: «Не берешь винтовку, (гад)! Однако, в обнаруженном нами в РГВА подлинном тексте дневника эта фраза звучит по-другому: «Не берег винтовку!». Из чего следует, что махновцы не загоняли в «банду» крестьян, а наказывали дезертиров, потерявших личное оружие. Махно увлекался историей, географией, литературой. О том, что Махно знал французскую литературу, свидетельствует девиз его армии: «Один за всех и все за одного». Это был девиз мушкетеров из знаменитого романа А. Дюма. Как-то отряд Махно заночевал на мельнице, и наутро ее хозяин сообщил атаману, что его ограбили. Махно не поверил, так как речь шла о его ближайших сподвижниках, личной охране. Он пригрозил расстрелять мельника за клевету, если жалоба не подтвердится. Выстроив в шеренгу весь личный состав, Махно скомандовал «шапки долой» и стал внимательно их осматривать. В то время большинство бойцов хранили свои деньги в шапке. У одного из них между банкнотами атаман обнаружил мучную пыль. Бандит, посягнувший на имущество селянина, был лично расстрелян Махно перед всем строем.
Нестор Иванович Махно восемь лет провел в тюремной камере (Бутырке в Москве), где его соседом являлся П.А. Аршинов – анархист, который и приобщил бунтаря к чтению. Именно за решеткой Махно получил свое книжное образование. Или другая запись из дневника Алексея Чубенко (адъютанта Махно): «… Вдруг к Махно пришла какая-то женщина и стала плакать и рассказывать, что один махновец ее ограбил. Тогда Махно сел в тачанку и поехал на место преступления и оттуда привез одного махновца арестованного, которого велел отправить под арест, а потом пошел в арестное помещение, которое находилось около сельского совета, и там же расстрелял этого махновца». Там же мы находим выписку из протокола № 35 заседания военно-революционного совета от 20 октября 1919 года: «… Издать приказ по гарнизону г. Александровска о прекращении продажи спиртных напитков во всех ресторанах, столовых, а также во всех домах и в других местах, а из завода весь спирт и водку взять под свою ответственность, т. е. назначить самостоятельный караул и никому не отпускать, лишь только для лазаретов, автомобилей и важных надобностей войсковых частей, как для промывания пулеметов, а также и другого рода оружия». Из приказа № 1 повстанческого коменданта г. Бердянска Гранделя о мероприятиях, направленных на восстановление порядка в городе от 14 октября 1919 года: «Приказываю всем товарищам повстанцам платить за вход в театры; Призываю население к спокойствию и выполнению своих повседневных работ; Приказываю всем владельцам домов, а где их нет – их заместителям привести в трехдневный срок дома и прилегающие к ним площади в должное санитарное состояние».
Из протокола № 45 заседания членов Военно-революционного Совета Повстанческой армии от 23 ноября 1919 года: « Меры борьбы с эпидемией. 1) О банях для больных и раненых повстанцев и для населения; 2) нужны лошади для дезинфекционного отряда и перевозки больных минимум 12 лошадей. Также просят издать приказ по армии – всем командирам частей, имеющим в своем распоряжении медицинский персонал, как-то: фельдшеров, сестер милосердия и сиделок, – фельдшеров и сестер два раза в неделю присылать в армейский лазарет, где будут им читать лекции на тему о подаче медицинской помощи (сестер милосердия и сиделок присылать в армейский лазарет – военно-санитарную комиссию – для освидетельствования состояния их здоровья)». Из приказа № 3 повстанческого начальника обороны г. Екатеринослава А. Калашникова от 7 декабря 1919 года: «§ 5. Повстанцам и командирам в пьяном виде на улице не появляться – за последствия я не ответственен. Мой долг перед товарищами, проливающими кровь на фронте, – запретить пьянство; § 6. Последний раз предупреждаю: не ездить лошадьми по садам – на это есть дороги».
Но главная отличительная черта армии Махно – ее военная тактика. На наш взгляд, это было одно из самых эффективных в военной истории человечества партизанских движений. Махно являлся талантливейшим партизанским командиром, создавшим прекрасно управляемую воинскую единицу, успешно действующую в, казалось бы, самых неблагоприятных для нее условиях. Он разрушил существовавший стереотип о народных мстителях, скрывающихся в лесах, горах и т.д. В степной Украине не было ни гор, ни лесов. Махно два года воевал с помощью, созданной им «армии на колесах». Именно махновцы стали изобретателями легендарной тачанки – одного из символов Гражданской войны. Тысячи тачанок мчались по степям Украины и наводили ужас. В какой-то мере эта была тактика «таборитов», но возрожденная в новых условиях при наличии нового оружия – пулемета. Именно махновские тачанки сыграли решающую роль в уничтожении цвета врангелевской армии в Крыму в ноябре 1920 года. Развернувшись на ходу под командованием опытных махновских командиров они в течение нескольких минут буквально искрошили из пулеметов мчавшуюся на них огромную конную лаву белых.
Характерными являются свидетельства адъютанта Н.И. Махно Чубенко об эпизоде с известной анархистской Марусей Никифоровой, которая попыталась самовольно распорядиться денежными средствами повстанцев. Чубенко свидетельствует, что Махно чуть не застрелил ее, когда узнал о ее самовольстве и без сожаления расстался с нею и ее вооруженной анархистской группой, недвусмысленно высказавшись в их адрес: «Куда хотите – туда и езжайте, потому что вы мне надоели: ходите как дармоеды, ничего не делаете, а кормить вас нужно, да еще и денег давай! Знаем мы, какие вы “террористы” – готовый хлеб кушать!».
Махно фактически спас большевиков в 1919 году, поскольку, если бы не его выступление, Деникин наверняка бы взял Москву. Кто же такой Махно и как можно оценивать возглавляемое им повстанческое движение? На наш взгляд, Нестор Иванович Махно выступил одним из вождей крестьянской революции на Украине. Может быть, самым выдающимся, сравнимым с самыми известными в истории России и Украины защитниками трудового народа. В своих воспоминаниях о встречах с Н.И. Махно в Париже известная анархистка Ида Метт поведала читателям о главной его мечте. Он видел, - пишет она, - себя крестьянином, он представлял себя возвращающимся в родное Гуляй-Поле, вечером, после дня, удачно проведенного на базаре с молодой женой, где они вместе продавали выращенные ими самими плоды.
--------------------------------------------------------------------------------------------
См.: 40 дней в Гуляй-Поле: Воспоминания матушки Галины – жены Батьки Махно. Владимир-М., 1990.
2 Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918-1921: Документы и материалы. М., 2006.
3. Аршинов П. История махновского движения (1918-1921). Запорожье, 1995.
4. Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. ЦДАВО Украины. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 5. Л. 1. 13 Верстюк В.Ф. Комбриг Нестор Махно. Харьков, 1990. С. 35-36.
5. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Берлин, 1926.
6. Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. С. 27. Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований № 1(3).