После удара по Токио
Многим памятен американский блокбастер «Перл-Харбор». Фильм изобиловал ляпами и нестыковками, из-за которых продвинутая часть публики вполне заслуженно требовала отправить его «фтопку». При этом вполне историчный эпизод с американским авианалетом на японскую столицу большинству несведущих зрителей как раз показался сказочным. Меж тем он действительно имел место, хотя все было не совсем так, как в фильме. Несколько ближайших публикаций мы посвятим этому событию.
Вообще обычай бомбить столицу противника получил в ходе второй мировой войны довольно широкое распространение. Бомбили Варшаву, Москву, Хельсинки, Будапешт... Бомбили Лондон. Основательно бомбили Рим. Беспощадно бомбили Нанкин. Берлин и Токио бомбежками были практически стерты с лица земли. Общей участи избежали, пожалуй, лишь объявленный открытым городом Париж, да Вашингтон, достать который никто из воюющих не мог в силу его географической удаленности (хотя планы такие имелись). При этом чисто военное значение эти бомбежки имели далеко не всегда, но террор против мирного населения неизменно давал психологический эффект.
8 августа 1941 года 15 советских самолетов ДБ-3, действуя на пределе боевого радиуса с минимальной бомбовой нагрузкой, нанесли первый бомбовый удар по немецкой столице. Ущерб Берлину был нанесен скорее пропагандистский: Совиформбюро сообщило, что в немецкой столице «начались пожары и наблюдались взрывы», а немцы объявили о налете на Берлин «100-150 английских бомбардировщиков» (англичане поспешили дезавуировать это сообщение).
7 декабря 1941 года японский авианосный флот нанес сокрушительный удар по главной базе ВМС США на Гавайских островах. К разочарованию японцев, американские авианосцы - главная цель удара по Жемчужной гавани - в момент налета в ней отсутствовали. И это была проблема.
Идея о нанесении ответного удара по японским городам незамедлительно возникла и начала прорабатываться в США.
Вообще в начале 1942 года стратегическая картина для союзников была мрачной. Британия была полностью поглощена Европой и Ближним Востоком. Японцы хлынули в районы юго-западной части Тихого океана. Много лет воюющий с Японией Китай находился на грани капитуляции. Советский Союз, ранее активно сдерживавший японскую экспансию, в апреле 1941 года подписал с Токио пакт о ненападении, а в декабре 1941 года с немалым трудом остановил гитлеровцев на подступах к Москве. Япония укрепилась во Французском Индокитае и властвовала в Корее. Британские части в Гонконге, Малайе, а затем и Сингапуре были отброшены наступающими японскими войсками; казалось, что Австралия готова сама упасть в руки завоевателей. Оборона Голландской Ост-Индии рассыпалась в прах. США сдали Филиппины, Гуам, остров Уэйк и ждали высадки противника на Гавайях и на западном побережье американского материка. Их вооруженные силы демонстрировали слабость от Европы до Тихого океана.
Рузвельту нужен был решительный жест, который позволил бы переломить ситуацию в общественном сознании, мобилизовать ресурсы и волю народа для победы над державами Оси.
После получения сообщений из Перл-Харбора наиболее горячие головы требовали немедленно нанести ответный удар по японской метрополии – «Сжечь Токио и Осаку!». Увы, выяснилось, что сделать это не так-то просто. Единственной возможностью организовать авиаудар по Японии была атака B-17 с авиабаз на Филиппинах. Но… B-17 только начали поступать на вооружение, их было буквально несколько штук, а базы на Филиппинах уже через несколько дней перестали существовать.
Рассматривались и более экзотические варианты, например, атака с использованием советских военных аэродромов на Дальнем Востоке. Американское правительство даже организовало соответствующий запрос в СССР, но получило категорический отказ: Советский Союз не хотел рисковать войной с Японией. Любопытно, что США предлагали СССР забрать себе перегнанные таким необычным образом самолеты. Нет сомнений, что "заодно" американцы собирались прощупать почву насчет возможностей использования такого маршрута в будущем, но об этом мы поговорим позже.
Оставался удар палубной авиацией – у США на тот момент имелись 8 боеспособных авианосцев. Техническую осуществимость такого удара доказали японцы в Перл-Харборе, и англичане в Таранто. Однако радиус действия палубных самолетов был настолько мал, что подобная операция подвергала смертельному риску остающиеся у американцев ценнейшие корабли.
Казалось, вариантов нет. При взлете с западного побережья США, Гавайских или Алеутских островов бомбардировщикам не хватало дальности для нанесения удара по основным целям на территории Японии.
И все же Рузвельт был полон решимости «найти пути и средства донести до Японии в форме бомбардировки подлинный смысл войны».
Идею ставшего впоследствии знаменитым «рейда Дулитла» подал вовсе не подполковник Джеймс Дулитл, сыгравший ключевую роль в его осуществлении, а капитан Главного штаба ВМС США Френсис С.Лоу. Этот офицер-подводник принимал участие в англо-американской конференции в Аркадии, проходившей с 22 декабря 1941 года по 14 января 1942 года, где подал идею переброски в Северную Африку самолетов наземного базирования с помощью авианосцев. Отправной точкой для изобретения Лоу стал виденный им на ВПП аэродрома в Норфолке контур полетной палубы (там готовили летчиков палубной авиации). Наблюдая за рулежкой и взлетом самолетов, Лоу понял, что сухопутным бомбардировщикам вполне может хватить такой площадки.
Концепция была следующая: армейские бомбардировщики размещаются на палубе авианосцев; приблизившись к североафриканскому побережью на расстояние, чуть меньшее перегоночной дальности самолетов, авианосцы выпускают бомбардировщики, разворачиваются и идут в обратном направлении. Бомбардировщики своим ходом перелетают на наземные базы.
Затем Лоу решил слегка видоизменить идею, и вместо перегонки самолетов предложил осуществить подобным образом атаку целей в Японии. Начальство в лице адмирала Эрнеста Дж.Кинга оценило план, и поручило проработать его совместно с другим офицером Главного штаба ВМС капитаном Дональдом Б. Дунканом. Лоу было поручено проверить техническую осуществимость концепции, а Дункану – разработать план атаки. Главным недостатком предложенного решения было то, что никто ничего подобного раньше не делал.
Основная роль в плане Дункана отводилась недавно вступившему в строй авианосцу «Хорнет». Это был самый крупный на тот момент авианесущий корабль американского флота.
"Хорнет" (CV-8), построенный по усовершенствованному проекту «Йорктаун», был введен в строй 20 октября 1941 года. Корабль имел стандартное водоизмещение более 20 000 тонн и максимальную скорость 34 узла. Его авиагруппа насчитывала 30 истребителей F4F-4 Wildcat, 10 торпедоносцев TBD-1 и 24 пикировщика SBD Dauntless.
На роль ударной силы будущей операции теоретически могли рассматриваться самолеты четырех типов:
Douglas B-18 Bolo. Этот бомбардировщик, вполне годный для службы в мирное время, к реальным боевым действиям не годился ввиду слабости оборонительного вооружения и более чем скромных летных данных.
Douglas B-23 Dragon. «Дракон» имел слишком большой размах крыльев для авианосца.
Martin B-26 Marrauder, имевший отличные летные данные, не мог взлететь с палубы из-за слишком высокой скорости отрыва – длины палубы для разбега ему точно бы не хватило.
Получалось, что единственным пригодным для предстоящей операции самолетом оставался North American B-25 Mitchell. Этот средний бомбардировщик теоретически мог взлететь с авианосца после некоторых доработок. Для выполнения задуманной миссии ему также требовалось увеличить запас топлива.
Оставался открытым вопрос о том, куда будут садиться бомбардировщики после выполнения задания. О посадке на авианосец не могло быть и речи: ни один корабль в то время не мог принимать такие тяжелые машины, а на B-25 к тому же не было возможности установить крюк аэрофинишера. Можно было, с риском для жизни, приводнить машину возле корабля, после чего экипаж подобрали бы спасатели (по такой схеме использовался английский катапультный «Си Харриер»), но от этой идеи сразу отказались. О возможной посадке на советские аэродромы после ответа из Москвы также пришлось забыть. Оставалось тянуть на материковый Китай.
Были выбраны пять возможных мест посадки, где планировалось провести дозаправку: Гуйлинь, Сиань, Юйшань, Чаньжоу и Лишуй, после чего экипажи могли продолжать путь в конечную точку своего маршрута - Чунцин.
Командующему американскими войсками в Китае генерал-лейтенанту Джозефу Стилвеллу было поручено добиться соответствующего разрешения от генералиссимуса Чан Кайши. При этом ни первому, ни второму о целях операции ничего известно не было. Чан Кайши возражал (не без оснований), что любое сотрудничество с американцами вызовет жесточайшие японские репрессии, но все же дал согласие. За это американцы пообещали передать в его полное распоряжение все уцелевшие после операции бомбардировщики.
Дункан планировал запустить бомбардировщики с "Хорнета" примерно в 500 милях от Японии. Расстояние от Токио до китайского побережья составляло не менее 1200 миль (до советского Дальнего Востока – вдвое меньше). С учетом минимального экстренного запаса горючего, а также возможного ухудшения погоды на курсе, возможная боевая нагрузка B-25 получалась равной 900 кг. Бомбить предполагалось с бреющего полета, и только военные и промышленные объекты. Особо подчеркивалось, что Императорский дворец в Токио не должен пострадать ни при каких обстоятельствах: нападение на императора могло поднять боевой дух японцев, как это случилось с британцами во время налетов на Лондон.
Относительно времени начала операции рассматривались три варианта.
- Взлет за три часа до рассвета; прибытие к цели с первыми лучами солнца. Преимущества: внезапность и относительная безопасность. Недостатки: технически сложный взлет в темноте, при котором палубные огни демаскируют ордер.
- Взлет на рассвете, атака при дневном свете и посадка в сумерках. Преимущества: оптимальные условия для навигации и достижения наилучших результатов бомбометания. Недостатки: максимальное воздействие ПВО противника.
- Взлет в сумерках, ночное бомбометание и посадка на рассвете. Самолет Дулитла выполняет роль целеуказателя, сбрасывая зажигательные бомбы над Токио. Преимущества: достижение максимальной безопасности оперативного соединения и бомбардировщиков. Недостатки: снижается точность бомбометания.
Если бы авианосцы были замечены японцами в пределах дальности полета B-25, самолеты следовало выпускать в воздух незамедлительно.
Изучив погодные условия над Японскими островами, Дункан рекомендовал проводить бомбежку Японии в апреле.
17 января 1942 года генерал Арнольд завизировал предложения Дункана. Арнольд также назначил майора Дулитла руководителем операции со стороны ВВС. В тот же день Дулитлу было присвоено звание подполковника…
3. TF-16 идет к берегам Японии
8. Итоги
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.