Найти тему
Владимир

Сталин, он кто? Планирование и и организация эвакуации.

Беспримерной в мировой истории, поистине героической и драматической эпопеей явилось массовое перемещение в первый период Великой Отечественной войны из так называемых угрожаемых районов СССР на восток населения, промышленных предприятий, колхозов и совхозов, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей. Осуществлённая в Советском союзе эвакуация по своим масштабам и срокам была не только производственной, но и уникальной стратегической операцией. Итак, подробно об эвакуации промышленности.
В отечественной историографии, как советской, так и современной российской, эта тема до сих пор принадлежит к числу весьма слабо раскрытых в научном плане. Известно, что во всём мире эвакуация советской промышленности, в первые месяцы войны, признана как уникальная грандиозная акция. По этому поводу известный английский публицист Александр Верт, всю войну находившийся в Советском союзе, как корреспондент БиБиСи и газеты «Санди Таймс» писал: «Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на Восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены, и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года – это, прежде всего, повесть о невероятной человеческой стойкости».
У нас это мнение тоже всегда признавалось. Правда, советские историки в первую очередь отмечали, что эвакуация – это крупный успех нашей системы, свидетельство преимущества социалистического строя над капиталистическим. Конечно же, подчёркивалось и важность эвакуации для успешного финансирования военной экономики в дальнейшем. При этом сам процесс эвакуации освещался как-то походя. Уже после войны сложилось мнение, что эвакуация, это вынужденная мера, разобрали, погрузили, привезли, разгрузили, собрали и начали выпуск нужной продукции. Так может рассуждать человек, очень далёкий от производства. Как раз этап разбора и перевозки не самый сложный, а вот обеспечение электричеством, дорогами, жильём для работников и сами работники, это проблема. Привезли станок, а куда и как ставить? Нужны фундаменты, нужны коммуникации, нужен цех, нужно сырьё и т.д. А ведь временного промежутка, между привезли и начали работать, почти не было! А это значит, что подготовка всего этого велась заблаговременно!

То, что Советскому Союзу удалось в такой сложной обстановке не только эвакуировать промышленность, но и успешно начать выпуск нужных стране боеприпасов - это, безусловно, заслуга Советского народа, их подвиг. Но и роль руководителей Советского государства ни в коем случае нельзя преуменьшать. Ведь именно они несли самую большую ответственность за судьбу страны. Успешная организация переброски заводов, и начало производства на новых местах – это во многом их заслуга тоже. Заслуга Сталина, Берии, Хруничева, а также многих директоров эвакуированных заводов.

Кому же Сталин доверил проведение такой ответственной операции, благодаря которой наша Советская Армия смогла победить врага? Этим человеком был руководитель Народного Комиссариата Внутренних Дел Лаврентий Павлович Берия. Именно он был главным организатором переброски промышленности в безопасные районы СССР.

С помощью НКВД было построено 842 аэродрома, 3570 км. железных дорог, 4700 км. автомобильных дорог.

Сразу после окончания Гражданской войны у нас начал прорабатываться ещё в 1923 году первый советский мобилизационный план. И в 1923 году он был ещё первый, ещё пробный, ещё не совсем удачный, в 1926 году вышел второй. Там уже был большой прогресс, там уже заметили, что нужно финансировать всё это дело, поэтому даже минфину дали задание, что обеспечить денежными средствами. По отношению к промышленным предприятиям мобилизационный план состоял из трёх пунктов. Первый – это была, собственно, мобилизация промышленности, то есть перевод её на военные рельсы. Второй – была эвакуация из угрожаемых районов. И третий пункт – уничтожение того, чего нельзя было эвакуировать. Это всё ещё в 1926 году было. Мобилизационный план продолжал совершенствоваться, естественно. Сейчас опубликованы планы до 1930 года. Но, естественно, что и после 1930 года такой план никуда не делся. Куда бы ему деться, извините? Естественно, он жил, он совершенствовался, насколько мне известно, до 1941 года прорабатывался план эвакуации, включая Москву. То есть уже в подготовке к войне наше руководство допускало, что Москву, возможно, придётся оставить. Вот за Москвой уже этих планов не было. Москва, Ленинград, Украина, Белоруссия – это всё было». Но вся это огромная работа велась скрытно, любая утечка информации могла быть губительной.

-2

Елена Прудникова, писатель: «Известно, например, что ещё в 1939 году было принято решение о спешном строительстве так называемых предприятий-дублёров, которых намерено было заложить 2090. Я думаю, что над этой гениальной идеей смеялся весь мир. Представляете, сразу заложить 2090 крупных предприятий? И заложили. Когда у нас привозили заводы, у нас говорят, что иногда стены строились вокруг станков. Да, стены строились. А инженерные сети-то были подведены, а электроэнергия-то была, а пути сообщения-то были, то есть всё это было, да и стены обычно были. И корпуса были, и площадки были, всё было. Иногда, например, на каком-нибудь крупном заводе, там работает пара цехов, всё остальное стоит, ещё не пущенное в строй. То есть на самом деле, это не эвакуация промышленности. Первоначальные эвакуационные планы предполагали просто вывезти оборудование, свалить в каком-нибудь сарае и ждать, пока кончится война. Это не эвакуация, это гораздо более сложная вещь – это перебазирование промышленности, причём в рабочем состоянии. Некоторые заводы вывозили так, что последние эшелоны ещё уходили, а на новом месте уже выходила первая продукция».
При этом, надо было учитывать множество самых разных вещей: наличие площадок для производства, удобство путей сообщения, близость смежников и поставщиков, чтобы не гонять поезда за тысячи километров и многое другое. В целом, такие схемы создаются и отлаживаются годами и даже десятилетиями. Совершенно отдельная тема – эвакуация Москвы. Около семидесяти наркоматов (народных комиссариатов), комитетов, главков, банков и прочих госучреждений за один день, 15 октября, выехали в 28 городов. Если бы дело происходило в Российской Империи, на этом в истории государства можно было бы ставить точку. Это, кстати, объясняет, почему Сталин до последнего оставался в Москве.

О роли эвакуации и трудового фронта в победе над Германией, рассказал в интервью Накануне.RU историк, автор учебников по истории России Евгений Спицын.

Вопрос: Американский режиссер Оливер Стоун в недавнем документальном фильме затрагивает тему трудового фронта в СССР и называет эвакуацию заводов второй индустриализацией, которую осуществил Сталин. Согласитесь ли с такой оценкой, насколько масштабной была эта задача?

Евгений Спицын: Второй индустриализацией я бы это не назвал, это слишком смело. Но это на самом деле было существенным вкладом в победу. Тогда было эвакуировано 1 тыс. 600 крупных промышленных предприятий, именно крупных, которые нельзя было построить иначе за год-два, во-вторых, было эвакуировано более 10 млн человек, специалистов. Это же не просто вывезли в чистое поле завод, станки, а вывезли людей, которые могли бы на этих станках работать. Один из сподвижников Сталина написал мемуары, в которых он приводит такой забавный эпизод. На приеме в Кремле, в честь Дня Победы, Сталин подошел к полководцам, и спросил их: скажите, а как вы думаете, кто одержал победу в этой войне? Они стали перечислять полководцев, людей, советский народ и т.д. Тогда Сталин махнул рукой, подозвал к себе одного из наркомов и сказал, что это они выиграли войну, потому что все полководческие дарования, героизм, мужество не стоят выеденного яйца без стали, чугуна, танков, самолетов и т.д. Фактически, это была первая война моторов такого масштаба. Эта эвакуация сыграла колоссальную роль.