Так уж сложилось, что бизнес в индустрии красоты в нашей стране - является очень популярным направлением, как среди начинающих предпринимателей, так и для людей, уже имеющих стабильный финансовый достаток. Для одних, наличие собственного салона красоты - как дополнительный показатель статуса успешности и стабильного финансового положения. Для других, "игрушка" для любимой женщины.
Почему же все именно так, как оно есть:
- Легкий вход на рынок (признаемся сами себе, что открыть парикмахерскую или салон несложно, но вот чтобы построить действительно работающий бизнес механизм придется попотеть).
- Доступность получения профессии (последнее время все чаще стал видеть стажёров, окончивших 3-х месячные курсы).
Лицензия.Парикмахерская деятельность не требует каких-либо лицензий, кроме как на предоставление косметологических услуг.- Постоянный спрос. Волосы и ногти растут всегда и сами по себе, что порождает необходимость наличия таких заведений.
- Низкий контроль со стороны государства.
Что мы имеем в итоге в 2020 году:
- Жуткое перенасыщение рынка - из-за огромной конкуренции плотность предприятий индустрии красоты настолько велика, что в радиусе 1 км можно найти десятки салонов и парикмахерских на любой вкус и кошелек.
- Нестабильность - по статистике 7 из 10 новых beauty- предприятий закрываются в первые 3 года существования.
- Низкий уровень инновационности - большинство трендов и инноваций приходят к нам с Запада. Если честно, не припомню ни одного отечественного института, специализирующегося на разработках для нашей сферы. Даже взглянув на производителей профессиональной косметики становится понятно, что нам есть куда расти.
- "Черная касса" - спросите у вашего парикмахера или мастера маникюра имел ли он когда либо официальное трудоустройство и полностью "белую" зарплату (после распада СССР), предлагал ли работодатель полный соц. пакет - я думаю, что 85% мастеров ответят вам отрицательно.
Данный список можно было бы продолжить пунктов так на 10 минимум, но моя статья не об этом, поэтому я добавлю еще всего один пункт, на котором заострю внимание:
- Размытые рамки сегментации - "Салон красоты эконом класса" - для меня, человека, работающего в данной сфере 6-ой год, это звучит как "горький сахар" или "теплый лед". Да бы объяснить свою точку зрения, попробую описать, как в моем представлении выглядит (ну или должна выглядеть) сегментация данного рынка в нашей стране.
1) Парикмахерские
– предприятие, предоставляющее базовые бытовые услуги в сфере красоты.
Основные характеристики:
✔ Базовый спектр услуг (парикмахерский зал + ногтевой сервис);
✔ Клиентский сегмент (Эконом, Эконом+, Средний сегмент).
✔ Цена услуги. В ценовом выражении, для лучшего понимания, я бы взял за ориентир стоимость мужской модельной стрижки (для регионов, я бы назвал цену до 350р., для Москвы до 500р.).
✔ Бюджетные / средней ценовой категории (не значит плохие) профессиональные препараты для работы.
✔ Расположение и формат - места с высоким пешеходным трафиком, в основном формата street-retail / спальный район.
✔ Средняя площадь помещения - от 40 до 80 м2.
✔ Уровень персонала - категория "мастер".
✔ Основная ставка - проходимость ( редко: проходимость + средний чек)
✔ Средние затраты на открытие - до 1 500 000р.
В целом, заведения категории "Парикмахерские" предназначены для удовлетворения базовых бытовых и гигиенических потребностей населения. Зачастую, мастера данных заведений отличаются своей скоростью предоставления услуг, отсутствием индивидуального подхода к клиенту, а также, низким уровнем сервиса. В целом, такие заведения обслуживают около 65% населения.
2) Салон красоты
Основные характеристики:
✔ Расширенный спектр услуг (парикмахерский зал + ногтевой сервис + солярий + косметологический спектр услуг + SPA + узкоспециализированные направления: депиляция, визаж, услуги бровиста, лэшмейкера - не обязательно все сразу).
✔ Клиентский сегмент - бизнес класс.
✔ Цена услуги (мужская модельная стрижка до 1500 р. для регионов, до 2500 для Москвы).
✔ Премиальные профессиональные препараты для работы.
✔ Расположение - бизнес центр.
✔ Средняя площадь помещения - от 80 до 200 м2. (в зависимости от спектра услуг).
✔ Уровень персонала - категория "мастер", "ТОП мастер", "Стилист".
✔ Основная ставка - средний чек + LTV.
✔ Средние затраты на открытие - до 10 000 000 р.
Предприятия попадающие под эту категорию должны не только на словах, но и на деле подчеркивать статус своих клиентов. Высокий уровень сервиса и комфорта, повышенное внимание к индивидуальным особенностям, атмосфера - вот что такое настоящий салон красоты.
Вот по-моему и все....
"Как же так?" - спросите Вы. А куда делись "Люксовые"салоны, Барбершопы, Наил-бары и тд.
На мой взгляд, с точки зрения сегмента beauty индустрии существуют только парикмахерские и салоны красоты. А вот с точки зрения формата...
Давайте посмотрим на конкретный пример - Барбершоп.
Барбершоп - не что иное, как Салон красоты, только в формате "строго для мужиков". Данные заведения соответствуют всем (большинству) критериев, которые я описал выше для Салонов красоты и не подходят под сегмент парикмахерских. Помимо, индивидуального подхода, одной из главных отличительных особенностей настоящего Барбершопа является атмосфера! Интерьер, журналы, напитки, развлечения - все это показывает данные заведения не только как место, где тебе помогут подобрать стрижку, подходящую под твою индивидуальность, но и как мужской клуб по интересам.
Тоже самое применимо и к "Люкс сегменту". Салон красоты категории "Люкс"- в качестве формата использует уникальность и эксклюзив, но это не повод выделять для них отдельный сегмент.
А как вам такой слоган: "Барбершоп " Undercut " - любая стрижка 200 р." - звучит как- то несовместимо что-ли... в точности как "Горький сахар".
Вывод:
Что я хотел сказать всем этим... Да только то, что не стоит совмещать несовместимое на и без того запутанном рынке. Создавайте предприятия с идеей, несите на рынок свою мысль и доносите ее до масс.
Что парикмахерская, что салон красоты могут быть успешными проектами, приносящими выгоду своим владельцам - главное делать с умом!