Найти тему
HistoryMatters

Как использовали династические легенды при Иване Грозном

Оглавление

Почему было нужно иметь обоснование для венчания Ивана IV на царство? Дело в том, что этот титул аналогичен императорскому. "Царь", он же "caesar", он же "кесарь" и "Kaiser" – самый авторитетный титул, который устанавливал преемственность римским императорам и принадлежал лишь правителю Священной Римской империи.

Венчание на царство Ивана IV (из Царственной книги Лицевого летописного свода). Изображение с сайта Wikipedia.org
Венчание на царство Ивана IV (из Царственной книги Лицевого летописного свода). Изображение с сайта Wikipedia.org

Для обоснования права Ивана IV на этот титул было использовано составленное незадолго до этого Сказание о князьях Владимирских.

Русские князья – потомки римских императоров

В первой части Сказания излагается мысль, что русские князья – это потомки легендарного Пруса, брата римского императора Августа. Последний, как мы помним, стал правителем Рима после заговора против его брата Юлия Цезаря.

Начав "собирать дань со всей Вселенной", пишет автор, Август поделил земли между своими родичами и одного из них – Пруса, послал владеть землями по берегу Вислы и Немана, откуда и пошло название этой территории – Пруссия. "В то время" (странная хронология, не правда ли?) в Новгороде умирающий воевода Гостомысл послал своих подданных в Пруссию за князем Рюриком, происходившим из рода Пруса. И пришел он со своими братьями Синеусом и Трувором княжить на Русь.

Литовские князья – потомки конюха

Гедимин I подчиняет Киев. 1324 год. Рисунок художника XIX в. Изображение с сайта Wikipedia.org
Гедимин I подчиняет Киев. 1324 год. Рисунок художника XIX в. Изображение с сайта Wikipedia.org

Родословие литовских князей в Сказании ведется от конюха Гегименика, который был рабом смоленского князя Витянца. Этот конюх после смерти князя взял себе в жены его вдову и, будучи послан собирать дань в Киевских землях, стал владеть ими и «начали называть его великим князем литовским Гедимином Первым без согласия великих государей русских князей и самовольно».

Таким образом, в тексте подчеркнуто низкое происхождение литовских правителей в противовес родословию русских князей, а также обозначено право русского государя на западные русские земли, оказавшиеся под властью Литвы после монгольского завоевания.

"Шапка Мономаха" – признание Византией равенства с киевскими князьями

Венец Мономаха. Фото с сайта Wikipedia.org
Венец Мономаха. Фото с сайта Wikipedia.org

Когда киевский князь решил пойти в поход на Царьград, император Византии Константин Мономах (который, правда, умер, когда Владимиру было только два года) отправил ко двору князя посольство с дарами, среди которых был и венец с головы императора, и ожерелье с золотой цепью, принадлежавшие некогда римскому кесарю Августу. «Теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом» – передавал Константин Владимиру.

Панель Мономахова трона в Успенском соборе Московского Кремля: митрополит Неофит из Царьграда венчает великого князя Владимира Всеволодовича царским венцом
Панель Мономахова трона в Успенском соборе Московского Кремля: митрополит Неофит из Царьграда венчает великого князя Владимира Всеволодовича царским венцом

С тех пор, как гласит Сказание, великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси, а царским венцом венчаются великие князья Владимирские и Московские.

Идеи "Сказания о князьях Владимирских" стали идеологической основой Московского государства более чем на полвека и отразили процесс усиления великокняжеской власти.
Сюжет о происхождении Рюриковичей от римских императоров и "шапке Мономаха" утверждал право Ивана Васильевича на титул царя (т.е. императора). Это означало, что московский князь теперь – не "первый среди равных", а неограниченный самодержец всея Руси. Впоследствии этот текст применяли и во внешней политике, выдвигая претензии к Литве на бывшие русские земли.

Если вам понравилось, можете посмотреть мою статью о Куликовской битве.