Мы уверены в своих силах. Мы – это наша молодая, опытная и довольно хорошо образованная в бизнесе команда. Команда, которая не задает вопросов: Что делать, как быть, ведь у нас нет того-то или этого… Мы задаем себе правильные вопросы: Как сделать так, не имея того-то сего-то…
Как превратить наш недостаток в преимущество над конкурентами? Мы верим, что, делясь знаниями и опытом, мы становимся еще более сильными, еще более опытными и мудрыми. И сказать, что мы не преследуем никакой финансовой выгоды, будет лукавством, а мы не терпим обман и несправедливость (это кредо нашей компании). Давая знания и создавая новых игроков на «неидеальном рынке» вторичного сырья, мы создаём группу партнеров и контрагентов по всей стране. И таким образом выходим на новый уровень, на рынок оптовых закупок. Не переманивать более высокими ценами (так называемым демпингом) у других компаний, а создать новых, более молодых и амбициозных предпринимателей на этом рынке. Которые смогут распространить нашу идею и миссию по всей стране, зарабатывая хорошую, экологичную прибыль для себя, именно ЭКОЛОГИЧНУЮ! Само понимание того, что вы зарабатываете деньги принося пользу обществу, природе, государству – прекрасно, это непередаваемое чувство, которое я желаю вкусить каждому из вас.
Итак - вот наша финансовая выгода, мы не скрываем её и не видим ничего постыдного. И в этом тоже есть уникальность нашей компании, мы никогда не заходим в сложившийся рынок лишь за счет переманивания существующих клиентов за счет демпинга, мы в основном всегда стараемся создать новых клиентов, своих. Проводим такую работу, которая позволяет привлечь людей, ранее и не думавших становиться нашими клиентами, или создаем комфортные условия для тех, кто думал, но не мог в связи с теми или иными причинами.
Это чертовски сложно! Гораздо легче поступать так, как многие другие - переманивать клиентов более дорогими или более дешевыми ценами. Но мы-то знаем, что это тупиковый вариант развития, и он имеет очень короткий путь для развития. А мы хотим добиться колоссальных размеров и объёмов, существовать как бизнес очень долго. Именно поэтому мы создаем так называемые «голубые океаны» и выбираем именно этот путь для развития.
Социальный аспект нашей работы заключается в том, что мы хотим изменить индустрию вторичного сырья в целом по стране в лучшую сторону. Как я уже сказал, мы не согласны с тем положением вещей, который творится сейчас на рынке. Качественный сервис позволил бы привлечь совершенно новый поток клиентов в данную область. Ведь мы, люди, хотим жить в чистоте, мы не хотим загрязнять окружающую среду, мы уже начали тянуться к раздельному сбору мусора!
Экологичность сейчас на хайпе, это модно. И людям нужно дать такую возможность - сохранить природу. Нужно создать для них максимально комфортные условия и хороший сервис в данной индустрии. При этом зарабатывать на этом деньги самим, а не просто вести социальную значимость. Жить экологично - это понятие должно быть выгодно не только для бизнеса, но и для каждого обычного человека, иначе оно никогда не станет массовым! Вот тут и пересекаются две параллели нашей миссии: социальная и финансовая.
На сегодняшний день мы имеем три склада на одной базе общей площадью 1500 м2, открытую площадь, которую мы тоже используем для хранения продукции - еще 2000 м2, и офисные помещения - 100 м2. Шесть точек розничной сети по городу. Две производственные площадки по переработке макулатуры и производства утеплителя «эковата» общим объемом 1000 м2. 8 различных видов прессов, 2 вилочных погрузчика, 11 машин в логистике, около 100 сотрудников в штате (примерно 50 на приемке и 50 на производстве).
Все это позволяет нам перерабатывать общей сложностью 1000 – 1500 тонн собираемой продукции в месяц розницей. Именно розницей, ведь мы еще практически не работали на оптовом рынке из-за отсутствия большого количества оборотных средств. Ведь опт подразумевает большие обороты при низкой маржинальности, а для этого нужно иметь много денег. Чтобы заработать эти деньги, мы три года работали только в рознице на высокой марже, строя фундамент для выхода на федеральный рынок. Кто-то из Вас опять-таки скажет: «Конечно, деньги были бы, я бы тоже сделал бы так и добился бы аналогичного успеха, просто у меня денег мало». Это типичное поведение реактивных людей, ищущих причины своих неудач во внешних факторах.
Хотелось бы отметить, что данный проект - именно приемка вторичного сырья, не производство - запускался другими основателями этой компании на 10000 руб., не более. Как именно, я расскажу более подробно в следующих главах. А сама база приема вторсырья в том виде, как она есть сейчас, запускалась на 1.5 млн рублей. Это колоссально малый бюджет! Для сравнения: аналогичная приёмка, меньшая по размерам, запускалась полтора года назад на 4 млн руб. Сейчас оборот собираемой продукции не превышает и 100 тонн в месяц.
Из этих 1.5 млн руб. 900000 руб. было потрачено на оборудование – автовесы; 220000+50000 - установка, пресс 1 шт. - 220000 руб., вагончик - 70000 руб., весы напольные - 25000 руб., старый болгарский автопогрузчик - 220000 руб., оборудование для офиса – 30000 руб., видеокамеры - 30000 руб. и 35000 руб. - на различные хозяйственные нужды и облагораживание территории и склада. И лишь 600000 руб. были выделены на оборотку.
Не забывайте, что как минимум первые три месяца любое новое начинание работает в минус и начинает сжирать обортные средства молниеносно. На третий-четвёртый месяц я был просто вынужден вывести компанию на точку безубыточности с объемом собираемой продукции 300 тонн. Если бы я этого не сделал, компания просто могла обанкротиться и закрыться.
На протяжении всего этого времени я жил и работал на грани закрытия, не имея достаточно денег, опыта и понимания, где же будет просвет и будет ли он вообще. А в конце третьего месяца, когда я только начал выходить на объём необходимый для достижения точки безубыточности, учредителями компании и вовсе было принято решение о закрытии склада из-за нерентабельности, по подозрению, что мы съели и потеряли все оборотные средства, все вложенные в проект деньги… И я поехал закрывать склад… Лишь чудом мне удалось быстро сосчитать остатки, доказать рентабельность и спасти склад от закрытия.
Сам я не зарабатывал на жизнь от данного проекта вообще ничего целый год, а потом по 15000 руб. еще полгода, так как был в доле от прибыли, а не на заработной плате, и винить в происходящем мог только себя. Это было очень тяжелое время, которое задало темп и закалку на весь период нашей работы в дальнейшем, а в команде закалило характер и сформировало стержень. Ведь для меня лично не было ничего хуже, чем «просрать» новый проект в новом для меня городе (я только переехал в Казань из Набережных Челнов, чтобы возглавить именно это направление в компании), оказаться плохим управленцем и бизнесменом в глазах моих новых знакомых и команды, которые доверились мне и доверили возглавить проект. Пусть даже относительно небольшие деньги, но всё же 1.5 млн руб. - это немаленькая сумма для среднестатистического жителя РФ. А еще мне жутко стыдно было смотреть в глаза людям, которых я взял на работу.
На тот момент уже была собрана небольшая команда под моим руководством. Люди, которые доверились мне, которые поверили мне! Ведь я обещал им, что все эти трудности временные, что у нас всё будет, и лучшие условия, и лучшее оборудование для работы. Нужно всего лишь немного потерпеть. Уверил их в своей компетентности и опытности в бизнесе, они работали на тот момент только на сплошном энтузиазме и вере, деньгами я их заманить и удержать не мог, просто не было этих денег.
Итак, я рассказал вам о наших достижениях и успехах. Это не значит, что все так легко и красиво, как может показаться из выше озвученного. Были и есть проблемы и ошибки, я их тоже опишу впоследствии. Без проблем и ошибок никуда! И тем более, когда развиваешься колоссальными темпами с показателями роста 70-130 % в год, их становится очень много за критически короткий период времени, и решать их приходится быстро и системно для того, чтобы больше их не повторять.