Уже год, как TheQuestion присоединился к Яндексу. В новом сервисе появилось больше специалистов из разных сфер. Мы поговорили с ними и собрали пять историй, в которых эксперты рассказали, почему они начали отвечать пользователям, что влияет на выбор вопросов и как изменилась их жизнь после появления Кью.
Надежда Шихова, редактор и переводчик книг по математике
Я отвечаю на сервисе с апреля 2019 года, в основном на вопросы по математике и иногда на детские. Вопросы выбираю исключительно интуитивно: зацепило — отвечаю.
Видели людей, которые на пляже выбирают ракушки, камушки в руках вертят, разглядывают со всех сторон, а иногда ещё и уносят что-нибудь себе? Вот так я рассматриваю вопросы и собираю коллекцию.
Меня поражает, что регулярно появляются вопросы типа «Зачем нужно учиться?» или «Зачем учить математику?». Вообще-то затем, чтобы влиться в социум. Дети, конечно, не могут выразиться именно так, но у них может быть интуитивное представление о том, что человек — это часть общества. Оказывается, бывают люди, у которых такого представления нет.
На детский вопрос можно ответить и за 10 минут, но вообще-то ответ требует больше времени — в среднем полчаса. Очень часто надо уточнить детали: даты какие-нибудь или как пишется имя.
Яндекс.Кью помогает мне вести канал на Дзене: подсказывает интересные темы, привлекает подписчиков. Многие свои ответы я переношу на личный канал. И там даю ответ с учётом того, что это будет статья — не просто информацию уточняю, ещё что-нибудь интересное ищу, рисунки делаю. А уж канал на Дзене помогает продвигать написанные книги и тестировать кусочки из той книги, над которой я сейчас работаю.
Иван Ренард, историк католической церкви
Я зарегистрировался на TheQuestion четыре года назад по предложению друга. Он прислал мне ссылку на вопрос о кардиналах из России со словами: «Думаю, тебе есть что рассказать». Я закончил истфак и имею некоторое отношение к религии (католик и министрант — помощник священника на Богослужении), писал диссертацию по истории католической церкви, интересуюсь британской монархией и ещё поттероман. На вопросы по этим темам и отвечаю, хорошо помню азарт, с которым стал искать на сайте вопросы без ответов в темах, в которых я разбираюсь.
Как правило, выбираю вопросы, в формулировке которых ощущаю подлинный интерес автора, а не провокацию, но бывают и интересные вопросы с подвохом, на которые получается удачно ответить (вот как про корешей и тусовки в жизни Иисуса Христа). Не люблю отвечать анонимам, только если посчитаю вопрос любопытным, а свой будущий ответ могущим принести кому-то пользу.
Один из ответов (кажется, о немецком происхождении династии Виндзоров) я писал практически на ходу: в коридоре суда, в перерыве между заседаниями (был там по работе). Бывает, что пишу ответ в метро или идя по улице. А вот о реалистичности сериала «Молодой папа» я писал несколько часов: нужно было подобрать фотографии, найти нужные видео, и это не считая сам просмотр сериала с ручкой и листом бумаги наготове...
Часто бывает, что приходится листать Катехизис и Кодекс канонического права в поисках нужного фрагмента, то же самое с речами и текстами Пап, которые цитирую в некоторых ответах.
Вообще, чем многограннее и сложнее вопрос, тем дольше ответ. Я бы не сказал, что этот процесс отнимает у меня много времени; но если случается засидеться допоздна, а потом получить новые вопросы или иные отклики, я рад, что это всё не зря.
Католическая церковь в России относительно мала и незаметна, а интерес к культуре, традициям, христианской вере и литургической практике есть, но из-за разных причин не всегда удовлетворяется. Я рад, что могу делиться верой, рассказывать людям о Христе и церкви.
Мне жаль, что на TheQ я был едва ли не единственным католиком, активно отвечающим на вопросы; надеюсь, на Кью появятся и другие, в том числе более осведомлённые в области теологии.
Самый необычный вопрос, пожалуй, это просьба пересказать Библию в 140 символах. Это было увлекательно! Кажется, Борис Акунин писал, что поэзию можно ценить выше прозы: сколько смыслов содержат стихотворные строки, как в них сжата идея и как она легко считывается при прочтении и размышлении. Конечно, я на вопрос ответил прозой, но ощутил эту сложность сжатого изложения, лишь на два знака превысив лимит.
Гиоргий Нацвлишвили, эксперт в области медицинской и криминальной психологии
Какое-то время я просто читал ответы на сервисе, потом сам задавал вопросы и только после этого стал отвечать. Сперва для меня это была попытка научиться доносить мысли просто и понятно, а уже потом стало упражнением для ума. Наверное, мне не хватает экзаменов.
Я стараюсь отвечать только на вопросы по психологии, хотя иногда натыкаюсь на вопросы из других тем, в которых я разбираюсь, и тогда отвечаю. Выбрать вопрос очень сложно. Люди часто задают вопросы о конкретных ситуациях и тут нужен диалог. Надо задать пару дополнительных вопросов, которые помогут ответить точнее. Я стараюсь избегать таких вопросов, потому что велика вероятность ответить неправильно, а значит потратить время впустую.
В 90% случаев я иду за дополнительной информацией. Не важно, сразу ли я понял, что не знаю ответ, или я уже всё написал — просто хочу подтвердить, что я прав. Меня ведёт личная мотивация и продвижение своего проекта. Иногда больше времени тратишь не на продумывание ответа, а на печать. Это, как правило, очень лёгкие вопросы, в которых всё для меня очевидно. На них отвечать скучно — нет никакого челленджа, а челлендж — это клёво.
Я очень самокритичен и стараюсь следить за тем, что говорю, особенно если дело касается профессиональных знаний. На проблемы стараюсь смотреть с разных сторон, а не только с позиций психологии/психотерапии. Оттого за комментариями наблюдать забавно, если туда приходят люди, критикующие ответ. К сожалению, сам ответ критикуют редко, чаще пишут что-то отстраненное вроде «эти психологи — шарлатаны». Зато положительная обратная связь от коллег — лайк, ответ, в котором они присоединяются к твоей линии размышлений и продолжают её, — ценится особенно сильно.
Раньше аудитория была очень разная, и это было заметно. С появлением Кью стало получше, и дальше будет лучше, как мне кажется. Но первое время тяжко, так как ответы пишешь, а отклика нет, и ты будто впустую поработал.
Иногда я просто заглядываю в сервис, смотрю вопросы и выхожу, а иногда я отвечаю, когда в очередной раз охота проверить себя. Бывают вопросы, которые цепляют, и ты хочешь ответить прямо тут и сейчас, тогда забиваешь на всё и отвечаешь.
Никита Агеев, эксперт Студенческого психологического сообщества СТОЛП
У нас довольно большая команда, которая периодически меняется, но впервые мы начали отвечать в начале 2019 года. На пачку из 20 вопросов у команды уходит около недели.
Значительную часть нашей мотивации обеспечивает ниша на Яндекс.Кью. Вопросы из сферы психологии часто носят характер запроса на помощь, и нам важно предоставлять качественную и проверенную информацию. Часто оказывается, что она пользуется меньшей популярностью, но это нам не особо мешает.
Ещё, конечно, ответы хорошо влияют на умение говорить с людьми не из своей профессии и закрывают потребность в контенте для нашего паблика во Вконтакте.
В теме психологии в последний год я вижу очень большой приток настоящих специалистов. Многие отвечающие — это люди, которые известны в психологическом сообществе и делают действительно крутые продукты и исследования. Так что в плане качества ответов в сфере психологии я точно вижу рост, да и оформление сайта сейчас стало намного удобнее.
Наиль Маскудов, эксперт по IT, телекому и телефонии, базам данных, естествознанию и образованию
Я зарегистрирован на сервисе давно, практически с самого основания, но активно отвечаю на вопросы пару лет. Длительный «спящий» период обусловлен непониманием назначения и уникальности очередного сервиса вопросов и ответов.
Понимание пришло после интервью Тони Самсоновой Александру Плющеву. Оказывается, TheQuestion был задуман, чтобы не просто давать ответы разного качества (тогда он был бы лишь одним из многих), а чтобы писать интересные тексты. После этого интервью я вернулся и попробовал писать интересно. Не всегда получалось, и это был своеобразный челлендж. Я соревновался не за «плюсы», а, в первую очередь, с самим собой.
Один из первых ответов касался актуальной тогда новостной повестки — работы операторов связи и SIM-карт. Опыт работы позволял мне дать компетентный ответ, отметающий домыслы, курсировавшие в СМИ.
Я и сейчас отвечаю на различные инженерные вопросы и вопросы, связанные с естествознанием, в том числе и на детские, но не любые, а всё по своим же темам. Просто пробую разные уровни изложения. Детские вопросы — это то же самое что и взрослые, только сложнее.
У сервиса непростой период. В короткое время происходит приспособление TheQuestion к инфраструктуре Яндекса. Хотелось бы, прежде всего, сохранить в Кью дух и ценности, заложенные в сервис изначально. И я знаю, что нужно для этого делать: писать интересные ответы.