Такие защитники Российской экономики как PolitRussia и Время вперед, постоянно рассказывают об успехах Госкомпаний:
Смотрите какие госкомпании технологичные.
Вот настоящие технологии, а не у Маска и Apple.
Госкорпорация ...... сделала аналог .... от западных компаний
Такие громкие тезисы надо проверить.
Что не договаривают о госкомпаниях
Руслан Осташко постоянно рассказывает, какой Илон Маск плохой, а SpaceX дрянная компания. Только подобные ему граждане не рассказывают, что такое российский государственный аналог. Раз я упомянул SpaceX, то можно вспомнить и российского государственного конкурента - Роскосмос.
Роскосмос - это 95 предприятий, 240 000 человек и ни одной новой ракеты за последние 20 лет. Транспортный модуль «Федерация» делают с 2009 года, и за 11 лет сделали только макет. Огромный научный и производственный потенциал не даёт результатов. Ни господдержка, ни деньги от монополии на космические перевозки не позволили Роскосмосу создавать новую технику и развивать отрасль.
Вот жулик Илон Маск и SpaceX, с 2002 года, с малой для СиА поддержкой в 900 миллионов долларов, и помощью НАСА создал:
- 6 ракет, 3 разных типов;
- 2 транспортных модуля;
- скафандр;
- систему посадки первых ступеней ракеты.
На данный момент Space X создаёт новую сверхтяжёлую ракету и выводит самую большую группу спутников в мире.
В 2017 году в SpaceX работало 7000 человек, раньше было меньше.
На зло Руслану оказалось, что огромная команда профессионалов из Роскосмоса ничего не смогла противопоставить кучке жуликов и сосунков. Хотя если углубиться в тему, то Роскосмосу было просто наплевать на SpaceX, и они тупо сдались без боя.
Госкорпорации большие и старые
Такая же ситуация сейчас и в других госкомпаниях, например ОАК:
ОАК - объединенная авиационная корпорация. Входит в состав Ростех. У ОАК как и Роскосмоса много проблем:
- ОАК конкурирует сама с собой. МиГ 35, Су 35 и Су 57 с первой версией двигателя. Схожие по характеристикам и оборудованию машины;
- ОАК больше 10 лет создаёт истребитель пятого поколения - Су 57. Хотя кроме движков во второй партии, в нём нет ничего принципиально нового.
- Только с 2018 года ОАК стала заниматься легким транспортным самолётом, который рынок просит уже 10 лет;
- ОАК не создала замены устаревающим Ан-124 Руслан;
- ОАК не развила концепцию МиГ 31;
В противовес ОАК есть Айроволга - частная компания по разработке самолётов, получившая лицензию разработчика в 2014 году.
За 6 лет работы эта компания из 10-20 человек, без ПО за 1,8 миллиона рублей, только на российском Компасе 3Д, разработала 2 самолёта амфибии.
Людей у ОАК не сильно меньше чем в Роскосмосе, и масштабов коррупции как в США в ОАК нет. Почему так происходит? А вот почему:
- ОАК не разобралась с конкуренцией конструкторских бюро, как МиГ и Сухой;
- ОАК не разработала единую линейку самолётов;
- ОАК не оптимизировала собственные силы;
- ОАК не обзавелась новыми идеями и мат частью.
ОАК слишком большая и сложная компания для разумного управления. Бездумное спасение госпредприятий в 90-тые создало неуправляемого, малоподвижного монстра, не способного давать качественный результат. Как и все госкомпании.
Отсутствие конкурентов
Что объединяет Роскосмос, ОАК и другие госкомпании? У них нет сильных конкурентов в России, а если и есть, то они будут работать через Госкорпорации.
Зачем госкомпаниям развиваться или создавать новые продукты, когда есть государство, которое точно купит их товар. Если нет товара, его можно годами разрабатывать и ничего не делать.
Когда у госкомпаний есть конкурент, особенно иностранный, дела идут хуже. Если госкомпании за счёт дешевого сырья и рабочей силы не создают дешевый продукт, пиши пропало. Конкурсная система их сломает.
Санкции 2014 года показали всю плачевность ситуации. Только отсутствие конкурентов и прямой заказ государства заставил госкомпании работать.
Для МС-21 ОАК хотел использовать иностранные композиты. Санкции США запретили ОАК покупать эти композиты. Только после этого начались работы по разработке Российского аналога.
Страх
Никто не хочет конкурировать с Госкомпаниями. Они огромные монстры, с господержкой, сотрудничеством с военными и вузами по всей стране. Госкомпании либо монополисты, либо удерживают ограниченный сегмент рынка, на котором есть место только им
Тень госкомпаний и проклятие России это краеугольный камень российской экономики. Россия достаточно большая, чтобы обеспечивать существование больших компаний, как Роскосмос и ОАК, и то частично, но слишком маленькая, чтобы дать жизнь маленьким компаниями.
Поэтому новички ищут щели рынка, не занятые госкомпаниями. В процессе новички вспоминают, как государство отжимает ценные для него компании. Поэтому новички выбирают для себя щели, где их не тронут, либо они не разрастутся, чтобы стать ценными.
Та же Айроволга заняла рынок амфибий, потому что он маленький даже в мировом масштабе. Только так маленькие компании могут выжить в России.
Госкомпании не поддерживают своих производителей
Я работаю на предприятии, входящем в госкорпорацию ОДК. Мы используем дорогущие ПО от Simens за 1,8 миллиона рублей за лицензию, на котором плотно сидит вся авиация, и даже не пытаемся его заменить Компасом 3д или другими CAD.
Тот же Ростех не закупает сам у себя ПК на Эльбрус. Ростех даже не помогает его продвигать. Ростех могли выделить 2-3 млрд рублей на производство большой партии процессоров. Удешевив ПК Эльбрус-401 с 200 000 до 100 000 рублей. Но этого не произошло.
Такое сплошь и рядом. Пока не приспичат санкции или военные.
Необходимое зло и исключения
Как бы кому не хотелось, но есть необходимые госкомпании.
Газпром, Роснефть и другие сырьевые гос. компании
Через них государство получает доход от продажи ресурсов. Без таких компаний сложно контролировать кто и как продаёт наши ресурсы.
Росатом
Контроль ядерной промышленности - это стратегическая задача любого государства. Это ядерная энергетика и ядерное оружие, неразрывно связанные производственными цепочками.
Ядерная энергетика и оружие в случае ЧП может создать экологическую катастрофу, как в Чернобыле или Фукусиме. Без государства невозможно убрать последствия такой катастрофы.
Как ни странно, но с ядерной промышленностью у России всё хорошо. Продажа заграницу ядерного топлива, в 4 раза дешевле чем у конкурентов, вывела Росатом в лидеры отросли, оставив конкурентов позади.
РЖД, и другие логистические компании
Такие компании не позволяют появиться цапкам, которые имея незаменимую инфраструктуру начнут заламывать цену за её использование.
В противовес само государство занимается тем же самым, шантажируя людей запретом на использование такой инфраструктуры.
Что получается
Госкорпорации - это огромные неповоротливые монстры, которые неэффективно используют свои ресурсы. Часто они просто паразитируют, создавая осязаемую видимость результатов.
Сама система госкомпаний не даёт появляться сильным командам на поле госкомпаний. Страх госкомпаний, ограничение государства и отсутствие ресурсов, не оставляет и шанса на появление российских Илонов Масков, создающих новые продукты и развивающих отрасль. Госкомпании не дают даже лучика надежды на светлое будущее.