Рабочий на заводе... Как много в этой фразе мужского - произнесешь и как будто чувствуешь запах мазута и машинного масла да боль в мышцах. Нет, девушкам тут не место. Или место?
С к а ж е м б о л ь ш е : б е з рабочих-девушек предприятия по всей России встали бы - хотя бы потому, что на каждом из них есть цеха, в которых 90% рабочих - девушки. Это те производства, где требуется не сила, а аккуратность, внимательность к деталям и терпение.
- Конечно, станочники, слесари-сборщики - это в основном мужчины, однако почти 50% всех работников на «Авиастаре» - женщины, - рассказывает замдиректора по персоналу «Авиастара» Вадим Шестакевич. - У нас тоже есть цех, где 90% не только всех рабочих, но и руководителей, специалистов - женщины».
«Женский» цех занимается монтажом электрооборудования для летательных аппаратов. Работницы трудятся в белых халатах: там повышенные требования к качеству, к чистоте и культуре производства. От них зависит безопасность будущих полетов.
В канун 8 Марта «Народная газета» посетила АО «Авиастар-СП». В 2020 – 2021 годах предприятие планирует дополнительно привлечь полторы тысячи человек из-за роста объемов производства. Завод готов самостоятельно обучить будущих специалистов, а также предоставить им полный социальный пакет, включая субсидии при покупке квартиры.
КОГДА МЕТАЛЛ «ИГРАЕТ»
Альбина Кадер трудится на «Авиастаре» герметизаторщицей вот уже десять лет. Работа состоит в том, чтобы промазывать герметиком швы и стыки корпуса будущего самолета (или уже собранный целый самолет). Машине этот процесс доверить нельзя - ведь от него зависит безопасность полета.
- В воздухе могут быть перепады температур от -50 до +40 градусов, к этому добавьте перепады давления, так что даже металл начинает «играть». Чтобы корпус при этом оставался герметичным, нужен гибкий материал вроде резины, - рассказывает Альбина.
Гибкий материал - это и есть герметик, вернее, то, чем он становится, застывая (до этого выглядит как гель). Колоссальных размеров детали авиационного корпуса нужно покрыть целой «паутиной» герметика; пропустишь участок – случится катастрофа.
- На самом деле все детали, конечно, тестируются на герметичность. Для этого используют воду - где течь, там ты допустил ошибку, - добавляет работница.
Разумеется, герметизация осуществляется не абы как, а по заранее подготовленной схеме, опытные работники знают ее наизусть. Из-за размеров деталей работать приходится и со стремянки, на вытянутых руках. Тяжелее всего внешняя герметизация собранного самолета. По нему нужно в буквальном смысле лазать.
- Мне эта работа нравится, а главное, на заводе ты чувствуешь стабильность. Ты знаешь, что всегда в срок получишь зарплату, можешь строить планы на будущее, быть за него спокойным, - рассказывает девушка. – На заводах работала моя семья, сюда же, на «Авиастар», совсем недавно пришла работать моя сестра.
В 2019 году в течение трех месяцев Альбина обучала профессии свою сестру, которая в настоящее время трудоустроена на авиазавод в качестве молодого специалиста.
ВОЗЬМИТЕ В УЧЕНИКИ
Институт ученичества работает на «Авиастаре» уже много лет. Сейчас процедура выглядит так: на предприятие приходит человек, не имеющий профессии, затем в течение 4 - 5 месяцев он проходит теоретическое и практическое обучение и после этого становится рабочим.
- Затем в течение года после прохождения обучения рабочему гарантируется определенная зарплата, - рассказал замдиректора по персоналу. - Плюс в течение обучения и первого года работы после присвоения квалификации он получает заработок по сдельным условиям труда.
Гарантируется - это значит, что молодой рабочий все равно получит зарплату, даже если не смог из-за неопытности выполнить объем работ. Кстати, сейчас «Авиастар» ищет не только рабочих, но и специалистов- технологов, конструкторов, программистов. Последние нужны для написания программ для станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Это направление вообще одно из самых перспективных – и программисты ЧПУ, и операторы станков с ЧПУ востребованы везде.
- Чтобы покрыть дефицит кадров, руководством предприятия прямо сейчас предпринимаются меры по повышению заработной платы, - добавил Вадим Шестакевич. - Уже с 1 марта на предприятии повысили зарплату мастерам и другому линейному персоналу. Стипендия ученикам на рабочие профессии также повышена.
Плюс на предприятии действует развитая жилищная программа, которая позволяет работнику приобрести собственное жилье. Программой воспользовались сотни сотрудников завода.
А еще на предприятии есть благоустроенное общежитие «Дом молодежи» и достаточно комфортабельное место для проживания тех работников, кто испытывает временные трудности с жильем.
- Завод живет полной жизнью, - подытожил замдиректора по персоналу. – Мы действительно расширяем объем производства и ждем новых работников. Всех обучим и подготовим. У завода есть будущее, а у рабочих есть будущее на заводе.
ЦИФРА
Стипендия ученика на «Авиастаре» - 23 000 рублей плюс заработная плата за фактически выполненную работу.
ФАКТ
Герметизировать самолет нужно изнутри и снаружи.
КСТАТИ
Альбина Владимировна имеет высший разряд и работает с молодыми специалистами. Ее общий стаж работы в отрасли составляет 16 лет.
Андрей ТВОРОГОВ,
Фото Андрея ТВОРОГОВА