В современной России наступил момент, когда успешные бизнесмены, построившие свои компании в первую декаду 2000-х годов, задумываются над передачей их следующим поколениям. Одни с гордостью добавляют лейбл «семейная компания» рядом со своим логотипом и отправляют детей учиться управлению семейным бизнесом. Другие намеренно не хотят превращать свой бизнес в семейный и нанимают управленцев или выставляют компанию на продажу. Профессор Autonomous University of Barcelona Юлия Пономарева в экспертной колонке Realist Media разбиралась, как именно влияет «семейственность» на развитие бизнеса.
На протяжении веков семейные компании являются опорой мировой экономики, что говорит о целесообразности такой формы организации бизнеса. Даже с приходом корпораций их способность адаптироваться позволили им сохранить влияние. Сегодня успешные семейные корпорации такие как итальянский Exor Holding или французский LVMH выбирают структуры управления наиболее адаптированную к особенностям семейного бизнеса и масштабу их деятельности.
С одной стороны, «семейственность» подразумевает тесную связь между бизнесом, семьёй и собственностью. Кроме обеспечения финансового дохода семейные собственники заботятся о так называемой социально-эмоциональной выгоде, заключающейся в развитии и передаче бизнеса последующим поколениям, сохранении репутации семьи и династии.
Именно нематериальный компонент, создает семейным компаниям преимущество перед их «несемейственными» конкурентами. Такое преимущество проявляется особенно сильно в контексте кризиса или, если речь идет о результатах, в долгосрочной перспективе.
Как правило, богатство семьи тесно связано с успехом компании. Низкая диверсификация источников дохода, побуждает владельцев семейных компаний активно участвовать в управлении бизнесом. Нередко члены семьи занимают ключевые должности в составе совета директоров и топ менеджмента. Проблемы бизнеса для них не заканчиваются в офисе, а продолжают обсуждаться за столом, на семейных мероприятиях, в случае если компанией владеют несколько поколений или ветвей семьи.
Каждое последующее за создателем компании поколение вырастает в атмосфере управления бизнесом, и как результат имеет более глубокое восприятие его среды и стратегии, чем у коллег, не имеющих родственных связей с владеющей семьей. Такая осведомлённость членов семьи в бизнесе и их влияние помогают семейным компаниям принимать оптимальные решения, а также минимизировать агентскую проблему между семейным владельцами и управленцами.
С другой стороны, не секрет, что достигнуть баланса между обеспечением потребностей семьи и бизнеса не всегда удается. Именно эмоциональный компонент, способствующий беневалентности семейных собственников по отношению к своей компании в принятии стратегически-важных решений, является палкой о двух концах. Желание сохранить и приумножить семейное благополучие может вступить в противоречие с интересами компании и инвесторов, не имеющих семейных связей.
Исследования показали, что семейные компании следуют менее рискованной стратегии, тем самым существенно ограничивая свои возможности получить высокую отдачу.
Стремление сохранить контроль над компанией в руках семьи препятствует привлечению инвестиционного капитала, так необходимого для развития бизнеса. Привилегии, оказанные членам семьи в возведении на ключевые посты компании, существенно ограничивает пул талантов. Многочисленные исследования показывают, что каждое последующее после основателя поколение владельцев снижают потенциал семейной компании.
Однако не все зависит от действий собственников. Наличие функционирующих институтов частной собственности также немаловажно для жизнестойкости и преемственности семейного бизнеса. Осведомленность о недостатках и рисках, связанных с ведением семейного бизнеса и умение их сократить, поможет их владельцам получить полную отдачу от их преимуществ «семейственности».