Одной из самых загадочных личностей российской истории был человек, вошедший в нее под именем Лжедмитрий I. О том, кем он являлся в действительности, споры не утихают до сих пор.
Впервые Лжедмитрий упоминается в источниках 1603 года. Именно в этом году он появляется в Речи Посполитой и объявляет себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием, который погиб при весьма загадочных обстоятельствах еще в 1591 году. Вскоре он удостаивается аудиенции у самого короля Сигизмунда III. Королю было абсолютно все равно, кем этот человек был в действительности, главное, что его можно было использовать в своих политических целях.
Итогом аудиенции стало получение Лжедмитрием денег и наемников с целью похода в Россию. Этот поход начался в октябре 1604 года. Правивший тогда в Москве Борис Годунов, мягко говоря, популярностью у народа не пользовался, не любили его и многие бояре. А потому города один за другим начали переходить на сторону, как им казалось, настоящего царевича Дмитрия.
Весной 1605 года, когда под властью Лжедмитрия была уже огромная территория, Годунов внезапно умирает. В июне, после того, как на его сторону перешла вся царская армия, он торжественно вступает в Москву, где официально провозглашается царем и правит в течение года.
За время своего правления Лжедмитрий благополучно забывает о всех своих обещаниях полякам, проводит некоторые реформы. В частности, облегчает участь крестьян, разрешая им переходить к другим помещикам, борется с коррупцией и казнокрадством, разрешает свободное передвижение внутри страны и даже выезд за границу, о чем раньше можно было лишь мечтать. Однако долго править ему было не суждено: в мае 1606 года в ходе боярского заговора Лжедмитрий был убит, а народу было объявлено, что целый год им правил самозванец.
Так кем же все-таки был этот человек, ставший самым успешным из всех русских самозванцев? Еще в 1604 году правительство Годунова объявило, что царевичем себя объявил беглый монах Григорий Отрепьев. Долгое время эта версия считалась основной, однако сегодня она уже вызывает серьезные сомнения. Несоответствие Лжедмитрия с Отрепьевым видно хотя бы в том, что у них была разница в возрасте около 10 лет. Кроме того, Отрепьев был некоторое время секретарем патриарха Иова, так что многие московские бояре знали его в лицо. Поэтому вряд ли он решился бы назвать себя царевичем. Однозначно можно лишь сказать, что Лжедмитрий точно не был настоящим царевичем, поскольку тот был болен эпилепсией, которая в те времена еще не лечилась.
В конце концов, согласиться можно и с фразой историка Ключевского, сказавшего о Лжедмитрии: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная». Эта роль действительно была колоссальной, так, что даже спустя четыре столетия историки продолжают споры о ней.