Главная фишка Дзена - это, конечно же, монетизация. Заработок для тех, кто любит писать и создавать публикации. Профессионально это делает человек или нет - без разницы, возможность заработать Дзен даёт, казалось бы, всем.
Вот в этом "казалось бы" и скрыто обстоятельство, омрачающее жизнь и портящее настроение многим его авторам. Особенно тем, кто уверен в своих талантах.
На сегодняшний день в Яндекс-Дзене числится 260 578 новичков (тех, кто не получил ещё вожделенную монетизацию) и 48 224 мастера - то есть, авторов, уже зарабатывающих в этой системе. Всего, получается, около 300 тысяч человек.
Однако, есть достаточное количество людей, создающих и ведущих по 2-3, а то и больше, каналов. Примерно четверть контингента, значит, по грубым прикидкам, реальное число авторов можно делить пополам. В любом случае их не более 200 тысяч.
Как вы считаете, в нашей стране было когда-то 200 тысяч писателей? Причём - лишь в одной системе? А если сюда же добавить и другие социальные сети и ресурсы, вроде Прозы Ру и Самиздата, Пикабу и Конта, ВК и ОК, ЖЖ, и так далее, независимые сайты публицистов...
Точной статистики нет, но вполне вероятно, что в России сегодня писательством занимается не меньше миллиона человек! Все пишут по-разному, и лишь доли процента из этой массы имеют какое-то соответствующее образование. На фоне такой конкуренции нам, вероятно, стоит проститься с привычкой к пониманию классики, как мы воспринимали её раньше. И так же должно быть понятно, что стать "всемирно знаменитым писателем" в наше время практически невозможно. Слишком велика конкуренция, слишком часто меняются приоритеты читателей. И эти приоритеты создаются теперь не культурой, как таковой, а рекламой и вполне материальными, житейскими потребностями населения.
Литература сегодня превратилась в нечто иное, чем она считалась раньше.
Чем выделяется Дзен в ряду остальных ресурсов подобного рода - так это не пресловутой монетизацией, а одним из своих "краеугольных" требований: уникальностью материалов. И картинок, и видео, и текста. Причём текст с каждым днём всё больше отходит на задний план. Для того, чтобы выполнять ещё одно условие этой "большой игры", автор должен писать каждый день, производить свои креатуры, постоянно наращивая вал. При этом неизбежно происходит как сокращение объёма, так и снижение его качества.
Думаю, если бы Лев Толстой или Достоевский пришли в Дзен, чтобы кормиться, они бы просто повесились: настолько здесь правила не соответствуют их привычкам.
В желательный для массового чтения объём в 200-250 слов попросту невозможно уложить что-то литературное, ну разве что в жанре анекдота или краткой басни. Краткость - сестра таланта, но перспектива превращения общества в потребителей мемов и комиксов не может не пугать.
С другой стороны, и жёсткие правила Дзена (кнут), и возможность монетизации (пряник) вполне неплохо служат цели воспитания организованности в определённом классе населения, который лучше всего характеризуется как "бездельники". В этот класс в последнее время вливается всё больше народа, причём очень многие - не по своему желанию. Рабочих мест с реальным производством и реальным заработком, с полной занятостью становится всё меньше по всему миру - и куда девать высвобождающиеся человеческие ресурсы?
Они, волей-неволей, переходят в этот класс. Но человек не может жить без дела, и если он не приставлен к делу хорошему - то, в конце концов, он займётся делом плохим.
Дзен позволяет людям создать свою собственную работу. Причём - далеко не худшую. При этом мы, как общество, практически пожертвовали классической литературой, но в противном случае наверняка пришлось бы пожертвовать сами человечеством и цивилизацией.
Будет ли упомянутое в заголовке "светлое будущее культуры"? Судя по тому, что сейчас ежедневно происходит, буквально на ваших глазах, на вашем экране - для таких ожиданий нет никаких оснований. Но в более отдалённой перспективе, когда закончится этот переходной период и то, что сегодня выглядит как "безделье", станет нормой жизни - поверьте, наши дети и внуки сегодняшнему Дзену и похожим на него системам будут цветы возлагать.
Именно за то, что в наши сложные времена человечество не сошло массово с ума. И нашло, куда себя приложить.