В СССР День Победы не отмечали вплоть до 1965 года. Это был обычный рабочий день, без торжеств, несмотря на то, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1954 года объявил 9 мая Днем всенародного торжества, праздником Победы, то есть, выходным.
Но с 1947 года День Победы отмечать перестали. На это были причины: экономические и политические. Страна восстанавливала разрушенную экономику и средств на проведение праздника не хватало. Международная обстановка (начало «холодной войны») тоже не способствовала торжествам.
Позже, уже к Хрущеву неоднократно обращались с просьбой вернуть праздник 9 мая, а заодно и выходной. Но только при Брежневе, в 1965 году, день 9 мая официально стал праздником и выходным днем. Брежнев любил масштабные торжества. При нем стали проводить и военные парады с демонстрацией военной техники.
К тому же, в 1965 году исполнялось уже 20 лет со дня окончания войны и выросло поколение, которое войны уже не знало. Для тех, кто ее прошел воспоминания стали не такими острыми, все приглушило время.
День победы и новая Россия
Новая Россия не только сохранила прежний формат праздника, но еще и расширила его. Многие недовольны тратами на праздник и считают излишним тот же самый «Бессмертный полк».
Как бы мы к этому не относились (для несведущих: бюджет на День Победы и бюджет на выплату пенсий и пособий – это разные бюджеты), для такого масштабного праздника есть веские объективные причины.
Во времена существования СССР решающая роль нашей страны в победе над фашизмом не подвергалась сомнению (во всяком случае об этом не говорили вслух). Но с развалом Союза все чаще и громче стали звучать голоса (причем на самом высоком уровне) на тему, что вовсе не СССР поставил точку во Второй Мировой войне.
Разумеется, роль ленд-лиза очень высока. Это грузовики, танки и самолеты из США, тулупы и лошади из Монголии, моряки из северных конвоев, рисковавшие жизнями для того, чтобы доставить ценные грузы союзнику и многое другое.
Потери СССР во Второй Мировой войне несравнимы даже с суммарными потерями союзников, да и всего остального мира. Помимо солдат, были еще и десятки миллионов некомбатантов (гражданского населения), оказавшихся на оккупированных территориях и испытавших на себе все ужасы оккупации.
Сравнимые потери среди гражданского населения – только у Китая в период японской оккупации с 1935 по 1945 годы. Обесценивать это ни в коем случае нельзя, но каждый год попытки сделать это продолжаются.
Кому-то не нравится демонстрация военной мощи. Но это право любой страны. Особенно (будем честны), на фоне непрекращающихся санкций и нестабильной международной обстановки. Времена не изменились: наличие у любой страны современного вооружения все еще является главным аргументом в любой спорной ситуации.
России почему-то отказывают в праве отстаивать свои интересы в других точках планеты и демонстрировать военную мощь. Напомним: военный бюджет – это совсем другой бюджет.
День скорби или праздник?
Ветеранов все меньше и меньше, их остались буквально единицы. Выросло поколение, не знающее о второй Мировой войне практически ничего. Память о войне должна сохраняться. И это не из разряда так часто теперь цитируемого «можем повторить». Никто в здравом уме и твердой памяти не захочет повторять такое. Война – это боль, ужас и смерть.
«Бессмертный полк» был создан отчасти как напоминание о том, что такое не должно повториться. Мы живы, потому что были те, чьи портреты несут 9 мая по улицам Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России их потомки. День победы – это не день скорби. Это день, когда мы отстояли свое право на жизнь, на страну, на будущее.