Устав – основополагающий документ при создании ООО. Он регламентирует порядок функционирования компании, взаимоотношения между учредителями, правила распределения долей, наследования, выход из состава участников и множество других нюансов. Ошибки в его составлении могут быть чреваты серьезными последствиями. Поэтому при отсутствии соответствующего образования стоит воспользоваться помощью компаний, которые оказывают частные юридические услуги.
Виды уставов
Статьей 52 ГК РФ и статьей 12 ФЗ № 14 устанавливается возможность применения типовых форм уставов. На данный момент разработано 36 разновидностей. Таким образом задача предпринимателей упрощается, достаточно выбрать одну из них в соответствии с индивидуальными требованиями. При этом сокращаются временные затраты на составление индивидуального текста, документ в бумажной форме не нужно сдавать в налоговую в момент, когда проводится регистрация ООО.
К сожалению, имеется и ряд недостатков использования типовой формы:
- невозможность внесения изменений в текст, что исключает его соответствие индивидуальным особенностям ООО;
- ни один из вариантов не разрабатывался под ООО с единственным участником;
- тексты типовых форм могут со временем меняться. Происходит это по инициативе Министерства экономического развития. Такие изменения могут противоречить требованиям учредителей компании.
- в составе типовой формы отсутствуют индивидуальные данные по компании. Как следствие - не требуется вносить изменения при их смене.
Доступна для предпринимателей и старая схема разработки устава – на бумаге, в индивидуальном порядке.
Такой вариант будет идеально соответствовать будущей деятельности компании и предусматривать все возможные нюансы. На сегодняшний день в 90% случаев регистрация ООО осуществляется именно с таким документом.
Обязательные положения устава ООО
В составе традиционного документа обязательно указываются:
- наименование создаваемой компании в полном и сокращенном варианте, возможно указание на фирменное наименование на иностранном языке;
- юридический адрес;
- состав учредителей, порядок принятия решений, компетенция органов управления, права и обязанности отдельных участников, порядок распределения долей;
- размер и состав уставного капитала;
- правила выхода из общества общие для всех или индивидуальные для отдельных участников, порядок перехода долей и наследования;
- порядок обеспечения сохранности документации;
- наличие или отсутствие печати;
- сроки проведения годовых собраний;
- сроки избрания исполнительного органа.
В документ могут быть внесены и другие положения, позволяющие унифицировать многие события в деятельности общества.
В случае, если ранее уже была выбрана типовая форма устава, но в определенный момент она стала не удобна для компании, есть возможность перейти к традиционному варианту. Для этого необходимо принять решение на собрание учредителей, разработать индивидуальный документ, зарегистрировать его в налоговой с одновременным отказом от типовой формы.