У полноприводной трансмиссии любого автомобиля задача, в общем-то, одна — повышать ездовые характеристики. Другое дело, что легковой седан, профессиональный внедорожник и кроссовер функционируют в разных условиях, поэтому и полный привод на них реализован по-разному. Для рамного пикапа или трофи-вездехода оптимальной будет система с жестким подключением переднего моста. Скоростному седану, напротив, для наилучшей управляемости понадобится система постоянного привода на все колеса. Что же обычно достается кроссоверу?
Эффективно-недорого
На многих современных кроссоверах система полного привода реализована достаточно незатейливо. В большинстве случаев автомобиль остается переднеприводным, но если электронные датчики «ловят» разницу в желаемой и фактической траектории движения, пробуксовку любого из колес, тревожную информацию от датчиков их вращения или блоков ABS, автомобиль сам перераспределяет крутящий момент между передними и задними колесами вплоть до соотношения 50:50.
У такой системы есть плюсы и минусы. К первым отнесем проверенную временем надежность и невысокую стоимость. Отсюда, собственно, и ее популярность. Именно такая трансмиссия под маркетинговым названием Dynamic Torque Control AWD использовалась, например, на Toyota RAV4 предыдущего поколения. Ставится она и на некоторые версии пятого «рафика», получив улучшения в алгоритме работы.
К минусам же подключаемых полноприводных трансмиссий еще в недавнем прошлом относили «задумчивость» при срабатывании. Теперь современные датчики повысили быстродействие автоматически подключаемого полного привода. Другое дело, что некоторая прямолинейность рабочего алгоритма осталась. На RAV4 предыдущего поколения Dynamic Torque Control AWD порой пасовала перед диагональным вывешиванием. Дело в том, что дифференциал имеет свойство передавать момент на колесо с наименьшим сопротивлением. То есть при вывешивании это будет именно колесо, висящее в воздухе. Все, приехали...
Собственно, именно поэтому Toyota RAV4 пятого поколения в комплектации «Комфорт» получила улучшенную версию Dynamic Torque Control AWD. Изменения коснулись прежде всего алгоритмов перераспределения крутящего момента и управления муфтой. Эти улучшения сделали полный привод более приспособленным для бездорожья.
При этом Dynamic Torque Control AWD сохранил свои традиционные сильные стороны — надежность и доступность.
Полный привод на новом уровне
Возможностей Dynamic Torque Control AWD в реальной жизни хватает большинству владельцев кроссоверов. Однако нет предела совершенству. Вот почему инженеры Toyota разработали для нового RAV4 еще одну систему полного привода. Начиная с комплектации «Престиж» на кроссовер устанавливают трансмиссию Dynamic Torque Vectoring AWD, и это самый настоящий бизнес-класс в мире полного привода. Ведь вместо одной муфты на карданном валу здесь на каждом из задних колес есть своя электромагнитная муфта.
Что все это дает? По сути Dynamic Torque Vectoring AWD регулирует распределение крутящего момента не только между передней и задней осью, но и отдельно на каждом из задних колес.
На все руки мастер
Действительно, обычно словосочетание «управление вектором тяги» или «торк-векторинг» применяется в отношении высокоскоростных и спортивных машин. Разница в тяге на задних колесах в быстрых поворотах буквально заправляет автомобиль внутрь виража, повышая не только скорость прохождения, но и стабильность на траектории.
В этом плане новый RAV4 c Dynamic Torque Vectoring AWD немного напоминает спорткары. «Торк-векторинг» заметно улучшает отзывчивость автомобиля на импульсы рулевого колеса и сглаживает эффекты как избыточной, так и недостаточной поворачиваемости при быстром прохождении поворотов. Традиционной трансмиссии большинства кроссоверов с одной муфтой все это не по силам.
Но еще эффективней Dynamic Torque Vectoring AWD на бездорожье. Чего стоит имитация 100% блокировки заднего межколесного дифференциала, которая не только полностью решает проблему диагонального вывешивания, но и дает кроссоверу шанс даже на серьезном бездорожье. Буксир? Нет, спасибо.
Экономика и жизнь
Многие не упоминают о еще одном врожденном недостатке полноприводных трансмиссий — повышенном топливном аппетите. Но Dynamic Torque Vectoring AWD хороша и здесь. Ведь при обычном движении по сухой дороге электроника отключает кулачковые муфты с обеих концов карданного вала, полностью отсоединяя привод на задние колеса. Это не только экономит топливо, но и продлевает ресурс трансмиссии.
Прощайте, конкуренты!
Словом, неудивительно, что эксперты, уже испытавшие новый RAV4 в деле, признали его королем современных кроссоверов. Новая полноприводная трансмиссия делает «рафик» лидером в классе. Уверенность водителя на любой дороге подкрепляют интегрированная система активного управления AIM и функция адаптации под конкретный тип покрытия Multi-Terrain Select.
Первая по сути дирижирует совместной работой двигателя, полноприводной трансмиссии, электроусилителя руля и системы стабилизации, обеспечивая надежное и безопасное движение как по бездорожью, так и на асфальте. В свою очередь Multi-Terrain Select, как и на легендарных внедорожниках серии Land Cruiser, позволяет водителю выбирать наиболее подходящие настройки автомобиля (чувствительность газа, алгоритм переключения передач и тормозной системы) под конкретный тип дорожного покрытия.