Прочла один комментарий под статьей о советских фильмах. Читатель статьи назвал "Кин-дза-дза", цитата: "трэш, который невозможно не то что до конца досмотреть, но вообще смотреть". Я ни в коем случае не буду оспаривать это утверждение, поскольку каждый имеет право как на личное мнение, так и на его свободное выражение. Сама я тоже далеко не все фильмы люблю и понимаю, так что - просто еще один взгляд на советский кинематограф, и не более.
Но рассказать я хочу о том, как "Кин-дза-дза" стал моим любимым советским фильмом, и почему я считаю его однозначным шедевром.
Начиналось всё плохо. Заявленный жанр "комедия" поначалу внушал определенный оптимизм. Комедии в детстве я любила. Про Шурика, или царя Иоанна Васильевича. "Бриллиантовая рука", и "Джентльмены удачи" - мало ли действительно смешных комедий стали великолепным наследием советского кинематографа.
Мне было лет 14, когда подружка позвала посмотреть эту "комедию". У нее был "видик" и "кассета". Взрослые очень смеялись, подружка тоже. Я - нет. Фильм был настолько далек от моего понимания, что на этом огромном расстоянии казался ничтожным. Ну да, Леонов - доцент. На да, Яковлев - Иван Васильевич то ли Грозный, то ли Бунша. И да - вроде как про другую планету, а я космической фантастикой с детства болею.
Но смысла никакого. Шутки - не смешные. Скучно и не интересно. Пару раз я улыбнулась, чтобы не показаться совсем уж глупой. Где-то в глубине сознания осталась мысль, что это фильм надо мной смеется. Наверняка он глубок и велик, смотрит на меня с экрана с таким презрением, и будто говорит мне: "Ты полное кю, и вообще недостойна".
Лет в 19 я решила фильм пересмотреть - он шел по телеку. Ну, я же выросла, подумала я, теперь то уж точно пойму, в чем тут "комедия".
Я прилежно высидела у телевизора два с лишним часа, до самой глубокой ночи. И опять ничего не поняла. Полное разочарование.
Надо сказать, что несмотря на сложные времена - детство и подростковый возраст пришлись на 90е - ребенком я была тепличным. Занималась музыкой, жила в элитном районе, и была всячески ограждена родителями от сложностей жизни. Да, жили не богато, даже хуже того, порой на грани нищеты. Но все жизненные коллизии и пути их разрешения проходили мимо меня. Наша семья не раз сталкивалась с системой, но всегда была тем "скрипачом", который никому не нужен. Со стороны скрипача вообще сложно понять, что происходит.
Третья наша встреча случилась уже после рождения мной детей. Вообще событий было много - нелюбимый но нужный университет, конфликт с педагогом по основному предмету. Поиск работы, бегство с работы из-за предложений непристойного характера от начальника. Снова поиск, переезд в другой город. Семья, дети, сложности, сложности, сложности...
И вот, я смотрю фильм "Кин-дза-дза", и смеюсь, и рыдаю, и испытываю восторг - потому что весь фильм - это моя жизни! Это постоянное столкновение с системой. Это постоянный компромисс с собой и собственной совестью. Это постоянная необходимость "находить нужных людей" и "договариваться". Это постоянный конфликт интересов, и попытки доказать тем, кто сидит выше, что ты не верблюд. И это противное чувство, что ты - "скрипач", который никому не нужен. Это постоянное принуждение поклоняться тому, кто в желтых штанах.
Что-то похожее в моей жизни произошло, разве что, с фильмом "Тот самый Мюнхгаузен". Меня в детстве даже раздражал Янковский, и его "противная улыбочка". А сейчас - с удовольствием пересматриваю, и смеюсь от души. Актуальность этих фильмов поистине неисчерпаема, и со временем только прибавляет новых красок.
А вам спасибо, что читаете!