Более двухсот лет существует Никитский ботанический сад. На юбилейной медали, выпущенной к столетию, начертано: «Per scietiam ad vitam» — «Наукой служить жизни» (лат.). И этот девиз претворяется в жизнь. Плодотворная работа Никитского сада по сей день способствует развитию на юге России плодоводства, виноградства, табаководства, распространению технических и лекарственных растений.
Многочисленные дипломы и медали отмечают успехи Никитского сада. Высоко оценена его деятельность на международных вставках в Австрии, США, Бельгии. За высокие результаты, достигнутые в области плодоводства, Никитский ботанический сад награжден в Эрфурте в 1961 году почетным призом, 13 золотыми и одной серебряной медалью.
Никитский ботанический сад – это уникальное научное учреждение, которое находится вблизи крымского города Ялта. Он необычен тем, что здесь можно увидеть образцы представителей флоры, которые вряд ли встретишь в других местах не только Крымского полуострова, но и всего мира.
Сразу же после присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г. было составлено краткое ботаническое описание местности от Балаклавы до Феодосии с указанием, «сколько где дворов, какие сады и какие деревья произрастают в этих садах». При этом выяснилось, что большая часть земли не возделана, и князь Григорий Потёмкин дал распоряжение: «Каждый домовладелец должен посадить в год известное число деревьев, а точно по шесть деревьев осенью и весною». Правда, княжеский перечень деревьев и кустарников, обязательных к посадке, выглядел немного странно: тополь, верба, рай-дерево (скумпия), рябина, барбарис и слива. Всем местным управляющим было предписано организовать сбор различных семян и предоставлять их начальству, а на всех землях Южного берега, которые перешли в казённое ведомство, устроить сады.
Так как новые сады нужно было чем-то засаживать, предпринимались попытки создания ботанических рассадников. По особому распоряжению Потёмкина ботанический сад попытались создать на севере Таврической области, в деревне Каланчак. К весне 1785 года там были высажены фруктовые деревья, виноград, липы, берёзы и рябины, посеяно несколько мешков желудей, но к осени пришлось признать, что «всё мало прижилось – погибло от жаров». Новороссийский генерал-губернатор герцог де Ришелье продолжил дело Потёмкина, но подошёл к решению проблемы более рассудительно. Он был уверен, что для преобразования полуострова необходимо создать южный ботанический рассадник.
В 1811 году по Указу Императора Александра I был было принято решение о создании Императорского казённого ботанического сада. Не удивительно, что местом для его возведения был выбран именно южный берег Крыма, так как климат и близость моря создавали наиболее благоприятные условия для культивирования разнообразных растений, несвойственных здешним местам. В то время сельское хозяйство Российской империи нуждалось в научных разработках и нововведениях, поэтому Никитский ботанический сад стал центром его развития. Осуществление своей идеи Ришелье поручил молодому учёному Христиану Христиановичу Стевену.
Стевен и его последователи ввели в культуру целый ряд растений, близких по климатическим условиям к Южному берегу Крыма. Основное внимание уделялось созданию коллекций наиболее ценных плодовых пород, винограда, декоративных, технических и лекарственных растений. Выдающиеся ботаники Европы оказывали поддержку новому учреждению.
Самой старой частью Никитского ботанического сада является Нижний парк, заложенный в ландшафтном стиле еще при основателе сада Стевене. По первоначальному проекту здесь должно быть свободное размещение растений в сочетании с лужайками и видовыми площадками. Этот характер размещения удалось сохранить частично у входа в Нижний парк. Бассейн тут заполнен белыми и розовыми кувшинками, каспийским лотосом и другими водными растениями. Вход в парк обрамлен высокой зеленой стеной из каменного дуба, имитирующей крепостной форт с овальными зубцами и контрфорсами. При разбивке Нижнего парка стремились к группированию посадок из однородных пород. Так, в 1820–1823 годах была заложена роща из пробкового дуба, несколько позже — рощи ливанского кедра, магнолии, благородного лавра. В Нижнем парке много ценных чужеземных пород. Вечнозеленые широколистные растения, пальмы и бамбуки придают этому уютному парку экзотический характер. Прекрасный вид на побережье открывается от павильона, сооруженного в южной части парка. Постройка — это копия паркового павильона Михайловского дворца в Санкт-Петербурге, построенного там в 1819 году по проекту архитектора России. На северном склоне парка сооружен бассейн в виде оригинального каскада. Достопримечательностью парка считается также многоствольное дерево дикой фисташки, которому более 1.000 лет.
Верхний парк занимает относительно спокойную часть склона в центральной части сада. Закладка его относится к середине прошлого столетия. В разработке плана принимал участие известный паркостроитель Арнольд Регель. Парк был устроен в «прогулочных целях». На месте уничтоженной землетрясением 1927 года дачи царского министра сейчас разбит розариум. У северного входа в парк размещен своеобразный архитектурный ансамбль, включающий двухэтажное здание управления сада, партер, бассейн и летний театр, украшенный величественной колоннадой и перголой. Многочисленные аллеи парка обрамлены бордюром из буксуса, жимолости, лаванды, аспириды, глицинии; подпорные стены и пергола украшены зеленым каскадом китайской и вьющейся розы.
Приморский парк был заложен свыше восьмидесяти лет назад. Южная часть сада, защищенная от холодных северных и северо-восточных ветров мысом Мартьян, хорошо подходит для посадки теплолюбивых растений. В парке высажены многие растения, ранее выращиваемые только в оранжерее. Редкие растения Японии, Китая и Средиземноморья придают парку особую прелесть. Заслуживает внимания большая коллекция пальм и группа криптомерии японской элегантной.
Прогулки по дорожкам зеленого массива Никитского ботанического сада дадут представление о его богатствах. Осмотр начинается от партера перед главным зданием в Верхнем парке. Тут выращиваются вееролистные китайские пальмы, которые культивируются в саду с 1860 года и с того времени распространены по всему Южному берегу Крыма.
Около 160 лет назад здесь посажены сосна итальянская (пиния) и кедр ливанский. Эти представители хвойных пород привезены в сад первый из Средиземноморья, второй с гор Малой Азии. Если спуститься отсюда вниз по каменной лестнице, направо можно увидеть скалистую горку, расположенную на фоне завезенных сюда с Атласских гор сизых кедров. На горке растут высокие и низкие юкки, колючие опунции, пришельцы из пустынных областей Северной и Центральной Америки, и другие растения открытых и сухих мест.
Дальше аллея каменных дубов приводит к зарослям бамбука. Всего на Земле имеется до 600 видов этого стройного, гибкого теплолюбивого растения, 16 наиболее морозостойких видов растет в Никитском саду. Невдалеке от бамбуковых зарослей раскинулись ветви тиса ягодного. Этот представитель когда-то существовавшего здесь леса довольно «пожилой» — ему более 530 лет.
Здесь собрана большая коллекция пирамидальных кипарисов. Они образуют целую аллею, высаженную в форме дуги.
За аллеей можно осмотреть самое крупное дерево Никитского сада — секвойю гигантскую, или мамонтово дерево. Его высота более 35 метров, диаметр 1,6 метра, хотя ему всего 110 лет. На родине этих красивых гигантов, в горах Сьерра-Невада в Калифорнии, встречаются некоторые экземпляры высотой в 142 метра и в диаметре 12–16 метров. Такие деревья живут около 4.000 лет.
Рядом видна секвойя тисовидная, или красное дерево, которое также является представителем древесных гигантов. Интересно, что секвойя тисовидная как и некоторые другие виды, в парки культур стран Западной Европы поступила из Никитского ботанического сада. За секвойей тисовидной расположена открытая площадка, сплошь засаженная розами, а в небольшом бассейне на ней водяные растения — каспийский лотос, ирис, японская аира, водяная лилия. Затем следует группа гималайских кедров, атласский плакучий кедр и вечнозеленый полукустарник — лаванда настоящая. Родина лаванды — Средиземноморье. Лаванда имеет промышленное значение для парфюмерии, поэтому ее широко разводят на плантациях Крыма, Молдавии и Северного Кавказа.
Небольшой отдых на видовой площадке, откуда хорошо видно море, зубцы Ай-Петри и мыс Ай-Тодор, и затем спуск по алее вниз — в Нижний парк. Вот рощица маслин, из которых добывают прованское масло. Здесь же растет дерево земляничника мелкоплодного, интересное тем, что оно меняет кору и сбрасывает прошлогодние листья летом. Это дерево — единственная вечнозеленая лиственная порода крымской флоры. Дальше роща ливанского кедра, посаженная в 1844 году, еще дальше по алее уроженка мексиканских гор — красивая сосна Монтезумы, затем могучие деревья кипариса крупноплодного с широко распростертой кроной, вывезенные из Калифорнии. От Каскадного бассейна начинается спуск к роще пробковых дубов, возраст которых достиг 180 лет. Некоторые из них уже дают пробку хорошего качества. Плантации пробковых дубов теперь распространены по всему Черноморскому побережью.
По пути встречаются лавровишня лекарственная, лавр благородный, чинара. Этой еще только 180 лет, а ее «одноплеменники» в Иране живут до 2.000 лет.
У выхода из парка растет плакучая вавилонская ива, привлекающая внимание причудливой формой ветвей. Рядом водный бассейн, украшенный фонтаном и цветами. От бассейна идет пальмовая аллея, по обеим сторонам которой высажены лучшие сорта роз. Всего в саду около 1.800 сортов роз, многие из которых — результат упорной и многолетней работы научных сотрудников сада. «Огни Ялты», «Украинская зорька», «Крымская ночь» и ряд других сортов роз с не менее поэтическими названиями созданы здесь, в Никитском ботаническом саду.
Если есть время, интересно побывать и в Приморском парке. Пальмовая аллея, группа японских криптомерий, несколько деревьев мирты, редкое laquo;конфетное» дерево и целая балка, в которой раскинулась бамбуковая роща, — безусловно, все это привлекает внимание своей оригинальностью.
Дальше аллея каменных дубов приводит к зарослям бамбука. Всего на Земле имеется до 600 видов этого стройного, гибкого теплолюбивого растения, 16 наиболее морозостойких видов растет в Никитском саду. Невдалеке от бамбуковых зарослей раскинулись ветви тиса ягодного. Этот представитель когда-то существовавшего здесь леса довольно «пожилой» — ему более 530 лет.
Здесь собрана большая коллекция пирамидальных кипарисов. Они образуют целую аллею, высаженную в форме дуги.
За аллеей можно осмотреть самое крупное дерево Никитского сада — секвойю гигантскую, или мамонтово дерево. Его высота более 35 метров, диаметр 1,6 метра, хотя ему всего 110 лет. На родине этих красивых гигантов, в горах Сьерра-Невада в Калифорнии, встречаются некоторые экземпляры высотой в 142 метра и в диаметре 12–16 метров. Такие деревья живут около 4.000 лет.
Рядом видна секвойя тисовидная, или красное дерево, которое также является представителем древесных гигантов. Интересно, что секвойя тисовидная как и некоторые другие виды, в парки культур стран Западной Европы поступила из Никитского ботанического сада. За секвойей тисовидной расположена открытая площадка, сплошь засаженная розами, а в небольшом бассейне на ней водяные растения — каспийский лотос, ирис, японская аира, водяная лилия. Затем следует группа гималайских кедров, атласский плакучий кедр и вечнозеленый полукустарник — лаванда настоящая. Родина лаванды — Средиземноморье. Лаванда имеет промышленное значение для парфюмерии, поэтому ее широко разводят на плантациях Крыма, Молдавии и Северного Кавказа.
Небольшой отдых на видовой площадке, откуда хорошо видно море, зубцы Ай-Петри и мыс Ай-Тодор, и затем спуск по алее вниз — в Нижний парк. Вот рощица маслин, из которых добывают прованское масло. Здесь же растет дерево земляничника мелкоплодного, интересное тем, что оно меняет кору и сбрасывает прошлогодние листья летом. Это дерево — единственная вечнозеленая лиственная порода крымской флоры. Дальше роща ливанского кедра, посаженная в 1844 году, еще дальше по алее уроженка мексиканских гор — красивая сосна Монтезумы, затем могучие деревья кипариса крупноплодного с широко распростертой кроной, вывезенные из Калифорнии. От Каскадного бассейна начинается спуск к роще пробковых дубов, возраст которых достиг 180 лет. Некоторые из них уже дают пробку хорошего качества. Плантации пробковых дубов теперь распространены по всему Черноморскому побережью.
По пути встречаются лавровишня лекарственная, лавр благородный, чинара. Этой еще только 180 лет, а ее «одноплеменники» в Иране живут до 2.000 лет.
У выхода из парка растет плакучая вавилонская ива, привлекающая внимание причудливой формой ветвей. Рядом водный бассейн, украшенный фонтаном и цветами. От бассейна идет пальмовая аллея, по обеим сторонам которой высажены лучшие сорта роз. Всего в саду около 1.800 сортов роз, многие из которых — результат упорной и многолетней работы научных сотрудников сада. «Огни Ялты», «Украинская зорька», «Крымская ночь» и ряд других сортов роз с не менее поэтическими названиями созданы здесь, в Никитском ботаническом саду.
Если есть время, интересно побывать и в Приморском парке. Пальмовая аллея, группа японских криптомерий, несколько деревьев мирты, редкое laquo;конфетное» дерево и целая балка, в которой раскинулась бамбуковая роща, — безусловно, все это привлекает внимание своей оригинальностью.
Прогулка по Приморскому парку начинается около живописной скалы, словно расколотой у своего основания. В советские времена эта скала называлась «Скалой отдыха»; вытекающий из неё ручеёк наводил на мысль о привале в жаркий летний день. Однако у этой скалы есть и другое, менее гостеприимное название. ВXIX веке она была известна как Аджер-Кая (в переводе с тюркского «Скала дракона»). Кто знает, не течёт ли вода из таинственной пещеры, где скрывается древний ящер? Сегодня, словно чешуя дракона, покрывают скалу тёмно-зеленые, блестящие листья плюща крымского (Нedera helix var. taurica L.) – крымской вечнозелёной лианы. Распространено мнение, что плющ – паразитическое растение, высасывающее соки из деревьев, по которым вьётся, но, на самом деле, корни, образующиеся на побегах этой лианы – это не присоски, а прицепки. С их помощью плющ лишь взбирается вверх по стволу. В то же время, разрастаясь в кроне дерева, плющ наращивает значительную массу, затеняет дерево-хозяина и, словно настоящий дракон, может его погубить. Рассказ об увитой плющом скале Аджер-Кая – пример того, как в Крыму легенды (европейские и восточные) переплетаются с реальными ботаническими и историческими фактами.
В летний зной хорошо в тенистых аллеях парка среди кедров и пихт, у прохладных бассейнов с кувшинками. Воздух напоен тонким ароматом ленкоранской акации. И все-таки именно осень в Крыму считается лучшим временем года. То там, то здесь в зелень парка врывается золото или бронза увядающей листвы. Одни растения еще продолжают цвести, на других же появляются семена и ягоды самых разных цветов и причудливых форм.
В настоящее время в коллекции сада насчитывается более 1.125 различных видов: 450 — из юго-восточной Азии, 336 — из Средиземноморья, 238 — из Северной Америки. Есть представители Южной Америки, Южной Африки и Новой Зеландии.
Особое место, вызывающее интерес у посетителей - это научный музей. Здесь представлены растения ⅩⅠⅩ века, а также гербарий, который насчитывает аж 170 тысяч особей! Ещё непременно стоит посетить кактусовую оранжерею.
Круглый год Никитский ботанический сад собирает у себя множество гостей. Всё потому, что здесь даже зимой можно увидеть цветущие растения, красота каждого из которых достойна особого внимания. А кроме эстетического удовольствия, садоводы-любители могут пополнить свои личные коллекции, купив семена и саженцы в специализированных магазинах, расположенных на территории Никитского ботанического сада.
Информация взята с официального сайта.