«Вторичная», «не оригинальная», «проходняковая», «необязательная». Всё это самые распространённые эпитеты, которыми оперировало большинство игрожуров и блогеров в своих обзорах вышедшей уже почти год назад Days Gone. Сам я тогда не купил, не играл и ничего не «обзерал», зато легко пустил в свою голову рафинированные выводы об игре с усреднёнными «7/10». Как можно было понять по заголовку, сделал я это ой как зря.
В «проходняковой» Days Gone я провёл последние пару недель, затёр её до дыр и почти до «платины». И, как уже можно было догадаться по заголовку, мои впечатления и выводы после 50+ часов пребывания в мире зомби и говнарей оказались кардинально отличными от тех, что преобладают в «верхнем интернете».
Нет, я не стану делать полноценный обзор игры годовалой давности, но вот некоторыми мыслями касательно мейнстримного игрожура поделиться хочется. По пути постараюсь немного поднять несправедливо обрушенные акции Days Gone. Просто больно видеть, как народ марширует по знакомым мне граблям, обходя стороной эту прекраснейшую штуковину.
«7/10»
Вообще, ситуация с позиционированием Days Gone в игровой прессе очень похожа на то, что ещё в конце 2018 года случилось с Red Dead Redemption 2. Только тут всё получилось куда драматичнее, поскольку на высокие баллы во имя великих Rockstar никто особо не расщедрился. А вот ключевая проблема всё та же — игра крайне медленно раскрывается, и не стремится вывалить на головы игроков мегатонны цветастого контента в первые же минуты и даже часы.
У игрожуров жёсткие дедлайны на обзор, ибо надо успеть выдать готовый материал ещё до релиза, поэтому в работе с по-настоящему большими играми в разбор идёт в лучшем случае до трети хронометража, да и та треть по вершкам. Об этом моменте я уже писал в своём обзоре Red Dead Redemption 2, но там это были скорее догадки, а вот в случае с Days Gone многие ребята (не буду тыкать пальцем) эпично попалились на сражениях с ордами зомби, которые описывались явно презентационных видеороликов. Почему? Да потому, что первое обязательное такое сражение — это предпоследнее задание в игре.
«FarCry от Sony»
Игра очень неспешно разгоняет динамику геймплея, что даже неожиданно напомнило мне классическую формулу Resident Evil — первую половину истории мучительно выживаем, а бодрый экшн получаем только за экватором всего прохождения. При этом игромеханически Days Gone вызывает прочнейшие ассоциации с The Last Of Us, что не мудрено — Naughty Dog активно наставляли ребят из Bend Studio в этом деле.
Resident Evil и The Last Of Us — далеко не самые хреновые маркеры для аналогий, не так ли? Только вот уважаемые игровые эксперты так и не разглядели их через свои заляпанные клише и шаблонами монокли.
У нас ведь тут что? — Зомби, открытый мир, говнари какие-то на мотоциклах, сюжеты про поиски жены. Короче, банальщина, скука, тыщу раз везде было и вообще какой-то «FarCry от Sony». Не знаю, кто запустил эту прекрасную аналогию с FarCry и играми Ubisoft, которую подхватили половина обзорщиков, но хочу пожелать этому человеку наконец забросить игрожур и найти своё истинное призвание в чистке туалетов.
Чё? Там ещё и сюжет был?
Не торопится Days Gone и с сюжетной экспозицией, хотя лично меня местная история захлестнула с самых первых катсцен — уж очень живыми получились персонажи. Это тот редкий случай, когда герои современной высокобюджетной ААА ведут себя естественно и адекватно ситуациям, не заставляют морщиться в приступе кринжа и вынуждают почти болезненно переживать их проблемы. Не последнюю роль в этом сыграли крутейшая лицевая анимация и на редкость качественная русская локализация (несмотря на ужасную локализацию непосредственно названия игры).
Ну, и раз уж ударились в аналогии и сравнения. Сейчас рискую снова натравить на себя фанатов Кратоса, но история в Days Gone видится мне куда более сложной, глубокой и оригинальной, чем в тысячу раз облизанном по этому поводу перезапуске God of War. Чёрт знает, может это всё особенности личного восприятия на фоне отсутствия детей и наличию жены, но переживания Дикона нашли у меня куда более острый отклик, чем неловкие потуги Кратоса в отцовстве. И чисто для протокола — Артур Морган всё равно вне конкуренции.
Картинка
Кроме прочего, Bend Studio проделали ещё и образцовую работу по укрощению аппетитов игры к уже совсем древненькому железу плойки. Игра с очень достойной картинкой и апскейлом до 4К (на PS4 Pro) в условиях гигантского открытого мира прекрасно держит железные 30 кадров даже во время заруб с ордами фриков.
Не успели, не смогли
Разумеется, идеально здесь далеко не всё. Мелких неровностей, глюков и шероховатостей хватает даже в изрядно пропатченной за год версии, а уж на релизе этой гадости наверняка было в разы больше, так что тут к обзорщикам претензий нет. Лоска и отшлифованности ААА экзов от Sony здесь и в самом деле нет, но ведь и Naughty Dog никогда не брались за гигантские опенворлды.
Самый же раздражающий момент, за который смело можно снять с игры условные пол балла — внезапный привет из 00-х в виде крайне ленивых переходов из геймплея в катсцены и обратно. Бесшовность игрового процесса — одна из тихих революций последних лет и то хорошее, к чему очень быстро привыкаешь. С Days Gone приходится отвыкать обратно, регулярно вываливаться из погружения и с тоской вспоминать «снятый одним дублем» God of War.
Ок, давайте в циферках
Вообще, я почти никогда не пытаюсь оценивать игры по какой-то условной шкале, но тут ситуация с 7/10 на метакритике обязывает ввернуть альтернативный рейтинг хотя бы в свой уютный бложик. В общем, отнимаем пол балла за монтаж и получаем справедливые для прекрасного сурвавал боевика с отличной историей и крутыми персонажами 8,5/10.
В комментах можно спорить и озвучивать свои собственные мысли по Days Gone. Не исключено, что я действительно упустил какие-то катастрофические проблемы игры, а ребята с моноклями на самом деле были правы.
Мой телеграм с уютным чатиком и в паблик в ВК, который всегда под рукой. Велком!