У Владимира Набокова был своеобразный взгляд на своих современников и классиков литературы. Так, про Чехова он говорил, что тот не способен был написать большой роман или шедевр драматургии, Тургенева прозвал «не великим писателем, хоть и очень милым», а Максима Горького называл наивным неугомонным моралистом.
Но особую «любовь» Набоков питал к Федору Достоевскому. Чем Достоевский так не угодил Владимиру Владимировичу, в чем принципиальная разница их творческого взгляда на мир и почему эти два писателя связаны сильнее, чем многие думают? Читайте в этой статье.
«Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей».
Сложно говорить об объективности, когда речь идет об отношениях (пусть и односторонних) двух творческих людей. Владимир Набоков часто резко и негативно высказывался как о русских классиках, так и об авторах мировой величины. Принимать ли его точку зрения — дело каждого.
Конечно, он никак не мог пройти мимо такого колоритного автора, как Федор Достоевский. Будучи лектором, Владимир Набоков составил «табель о рангах», в котором расположил русских писателей. Ученики должны были заучить этот рейтинг. Выше всех Набоков оценил Льва Толстого — на «пять с плюсом», Достоевскому же досталась оценка «три с минусом или два с плюсом».
Критики не раз замечали в работах этих авторов схожие детали:
- крайне мало описаний природы, зато особое внимание уделяется городским пейзажам (вспомним «желтый Петербург» Достоевского и «Камеру Обскура» Набокова без длинных описаний природы);
- повторяющиеся темы игры (роман «Защита Лужина», как считает биограф Нора Букс, является пародией на «Игрока»), поединка с судьбой, размышления над мироустройством («Под знаком незаконнорожденных» и «Бесы»);
- акцент на внутреннем психологизме, борьбе добра со злом в душе персонажей;
- сходство в стиле, в том числе особое внимание деталям;
- некоторые сравнивали сладострастных героев из романов Достоевского и «Лолиты» Набокова, в том числе в пользу этого сходства высказывался Станислав Лем.
Несмотря на то, что даже сам Жан-Поль Сартр отмечал, что Набоков пользуется приемами Достоевского, Владимир Владимирович всегда это отрицал:
«В моём представлении о литературоведении в нём вообще нет места "духовному сродству"».
Подобные размышления, пожалуй, только еще больше раздражали писателя, и без того негативно настроенного к классику.
«Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко».
Между тем различий в творчестве этих двух творцов тоже немало. Набоков, например, никогда не пытался быть моралистом или реалистом — а эти два понятия присущи творчеству Достоевского.
Во время лекций в университете Набоков то и дело говорил, что романы нужно рассматривать как культурное явление и показатель личного мастерства. Феномен успеха автора «Преступления и наказания» был непонятен Владимиру Владимировичу. Его раздражала идея прихода через грех к Христу и вообще излишняя религиозность в творчестве Достоевского. Так же как и излишняя «болезненность» персонажей, слишком уж много среди них неврастеников и душевнобольных, которые находят спасение в боге.
«Преступление и наказание», как и «Братья Карамазовы» для Набокова — детективные романы, а не психологические, так как, с его точки зрения, герои этих книг не меняются внутренне.
Все это претило Набокову, который всегда старался создать сложных, внутренне терзаемых и изменяющихся персонажей.
Нельзя не отметить предвзятость по отношению к творчеству классика со стороны Владимира Владимировича. Набоков находил недостатки и мало говорил о достоинствах Достоевского. Может быть, слишком велика разница в их подходе к литературе, а может, он просто раздражался от частых излишних сравнений с этим автором. В любом случае, знатоки творчества Владимира Набокова утверждают: всю внешнюю показную нелюбовь к Достоевскому можно воспринимать как игру, за ширмой которой прячется уважение к мастеру.
«Мне только после третьего прочтения стало понятно, что это – замечательная игра, принцип которой заимствован Набоковым у Достоевского – «от обратного». И как в монологе Инквизитора – «шедевре ораторского искусства» – «отрицательная аргументация вдруг оборачивается положительной: обвинительная речь становится величайшей в мировой литературе теодицеей», так и лекция В. Набокова, представляя всю немыслимо отрицательную аргументацию неприятия мира Достоевского, является хвалебным гимном великому русскому гению» (с) Е. А. Осокина
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!