В Турции второй половины XX века было (и существуют по сей день) два богатейших семейства — Сабанджи и Кочи. Так вот как раз в клане Кочей в 1930 году родился наследник Рахми Мустафа. На день рождения в семилетнем возрасте он получил от отца игрушечную электрическую железную дорогу. Предмет сильно запал мальчику в душу, что и привело впоследствии к необычному результату.
Но пока мальчик рос, росли и его игрушки. Деревянные педальные автомобили, лодки, повозки, настоящие автомобили, яхты... Будучи наследником (а потом и управляющим) крупнейшего промышленного холдинга в стране у него не было совершенно никаких проблем с деньгами и, как следствие, с игрушками.
В конце концов (это мои домыслы) разнообразное барахло перестало помещаться в гараж (сарай, склад) и вот тут Рахми Мустафа Коч принял, как мне кажется, самое главное решение в своей жизни. Он и так был большим филантропом — богачи могут себе это позволить — но решение об учреждении политехнического музея своего имени сделало его известным ныне и далеко за пределами Турции.
Как бы кабинет самого старикана с чучелом (хотя, кстати, он еще жив).
Сегодняшний рассказ как раз и будет об этом музее. Но он столь велик, что первую часть мы посвятим только вступлению.
Сам музей раскинулся на берегу Золотого Рога в районе Хаскей и расположился на двух территория. Основная, в помещениях бывших флотских складов для якорей и канатов, и вспомогательная. Билет един для обоих частей (надо только его сохранить и перейти дорогу), но посетители, как правило, во вторую часть вообще не ходят. Стоит 16 лир (250 рублей) и еще 8 лир (120 рублей) готовьте если на подводную лодку пойдете.
Главный вход легко опознать по истребителю F104 Starfighter по прозвищу «Вдоводел».
Основной тип истребителей турецких ВВС в шестидесятые-семидесятые и, поэтому, очень часто попадающий на памятники. Я вот и в Турции бывал-то всего в двух местах, но памятников-старфайтеров знаю уже три(!).
Обратите внимание и на хаотично набросанные вокруг экспонаты - какой-то гребной винт, подъемник, топливные баки и прочее музейное имущество.
Главный вход.
Молитесь, чтоб в день вашего посещения было поменьше организованных детей. Это основные посетители данного учреждения, кстати.
Рядом с комнатой, посвященной основателю музея, есть и помещение, посвященное основателю турецкой республики.
Экспозицию мы будем смотреть в хронологическом порядке. Начнем, поэтому, с самого-самого начала.
Самые примитивные игрушки широких детских турецких масс. Тачка и самокат.
Лошадки!
Коляски конечно же.
Вот в отечественных музея что-то коллекций детских колясок мне не попадалось.
Педальные авто. Сразу виден капиталистический мир, для богатых детей-то много моделей.
Телеги и арбы.
Очень большой раздел карет и прочих повозок.
Сейчас почти никто в этом разнообразии гужевых транспортных средств не разбирается, но посмотреть интересно.
Какой-то фиакр.
Сани только одни (и то, я подозреваю, завезены из России). Снег здесь большая экзотика.
Какой-то переходный вариант — недоавто, перекарета.
Зал велосипедов и мотоциклов.
Из самого старого — английский мотоцикл BSA (1917 г.)
Харлеи.
Какой-то итальянский, гоночный. Bimota вроде.
Продолжение следует... Далее автомобили и все остальное.