За всю свою жизнь и педагогическую практику я поняла, что не умею воспитывать детей, когда родила своего первого ребёнка. Мало того, так понимает слишком большой процент женщин, родивших впервые, даже если не признаются в этом.
Помню давным-давно у меня родила сестра. До этого я малышей не видела и в роддом встречать тоже поехала впервые. Все поздравляли, фотографировали. Я почему-то спросила её о том, как часто надо вообще купать малыша? Она ко мне даже не повернулась, просто пожала плечами и сказала, что не знает. Для меня тогда было удивительно то, что мать не знает как обращаться с собственным ребёнком. Я просто была слишком молода и навивна думая, что родив, мы становимся гуру материнства.
Я чувствую своего ребёнка
Однако, педагогическое образование помогло мне стать той самой ленивой мамой, о которой сейчас пишут книги. А в остальном я полагалась на женскую интуицию и ту особую материнскую связь с ребёнком, которая остаётся у меня по сей день.
Своего ребёнка я чувствовала ещё в утробе. И чувствовала не физически, а ментально что ли. Я ощущала его присутствие, могла общаться без слов. Понимаю, в это трудно поверить, но некоторые мамы, думаю, меня поймут. Отпишитесь, пожалуйста, в комментарии было ли у вас так же.
Это как раз был тот период, когда мама по плачу, по движениям малыша, по его лицу уже знает чего он хочет. Да, конечно, куда легче становится понимание, когда ребёнок начинает говорить. Но и до этого времени ты живёшь с ним рядом чувствами, а не логикой и рассудком.
Самостоятельность
Самостоятельность - это то, что можно убрать из ребёнка путём отсутствия веры в его способности. Чем больше мы помогаем, тем меньше он делает. И тем меньше будет делать в будущем.
"Держите ребёнка за руку", - сказала мне женщина на переходе на светофоре, оторвавшись от телефонного разговора и не забыв упомянуть меня в нём. Это было настолько удивительно, что я даже не нашлась что ответить. Мой ребёнок учился переходить дорогу самостоятельно, чтобы успеть на зелёный сигнал светофора. Все наверное знают, насколько дети могут быть медлительны. Мне было важно, чтобы дочка сама контролировала время, оставшееся до конца перехода. И да, дочке на тот момент было порядка двух-трёх лет. Но в цифрах она разбиралась, на сигнал писка окончания времени зелёного светофора тоже реагировала. Ну, а я всегда была рядом, конечно же, контролируя ситуацию.
"Я могу тебя одеть, но тогда ты не получишь перед выходом витаминку", - говорю я дочке, когда мы собираемся в детский сад. Мы начали самостоятельно одеваться раньше других детей. Да, тратили на это сначала больше времени, зато теперь надо только отвлекать её от подсчёта ворон, как говорится, чтобы она всё сделала сама.
"Мама, я не могу кидать пельмени, вода горячая плескается", - жалуется дочурка. "Будь осторожнее, клади пельмени почти в воду", - отвечаю я. И вот она уже в три года точно сможет отварить себе пельменей. И всё-таки одну я её на кухне не оставляю с этим делом.
Самостоятельность - это давать ребёнку проявлять себя в желании что-то сделать. Пусть он обляпается, испортит, но попробует. А вы хвалите! Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А к ошибкам в 3 года люди снисходительнее, чем, например, в 13.
Лень всему голова
Я помогаю своей дочке всегда, когда она это просит. Я кормлю её с ложечки, если ей так захочется. Я надеваю ей ботинки перед выходом, если она утверждает, что ей не удобно и просит надеть ей их с волшебным словом. Я несу её рюкзак, если она просит, аргументируя, что ей тяжело. Я всегда приду на выручку, если она хорошо попросит, но никогда не буду помогать делом, если она пытается что-то сделать сама.
Отдельно стоит сказать о помощи советами. Лично я не очень хорошо отношусь к тому, когда меня учат как жить. Дети очень похожи на нас. Я начинаю всегда с вопроса: "Знаешь, почему у тебя не получается?" и заканчиваю объяснением, если она интересуется.
Как правило, совет можно дать, если видно, что ребёнок уже попробовал, измучался, захныкал и готов бросить попытки. Он всегда с радостью послушает того, кто расскажет как сделать, чтобы получилось. Но без нотаций, а то эти нотации потом проходят красной нитью вплоть до взрослого возраста ребёнка.
Другие педагогические статьи:
5 способов поощрить ребёнка
Почему ребёнок не хочет учиться?
Как взрослому общаться с ребёнком?
Что делать, чтобы дети полюбили читать?