Региональная методическая конференция по результатам апробации учебного курса «Православная культура Смоленской земли» прошла в Смоленском областном институте развития образования. Новый учебник создан при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2018–2019».
Модераторами форума выступили иерей Александр Коржаков, руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации; Елена Анатольевна Боброва, начальник научно-исследовательского центра «Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования».
В конференции принял участие один из авторов учебного комплекса митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
Обобщение методического опыта
Обобщить методический опыт, накопленный в ходе апробации нового учебного пособия, разработанного в рамках проекта «Православная культура Смоленской земли – комплекс мероприятий по поддержке реализации предметной области «Основы духовно-нравственных культур народов России в Смоленской области», собрались педагоги Смоленской области, руководители и сотрудники отделов по религиозному образованию и катехизации Смоленской митрополии, священнослужители и миряне.
После краткого приветствия митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, а также первого заместителя начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Елены Петровны Талкиной в рамках пленарного заседания прозвучали доклады участников форума.
Иерей Александр Коржаков, руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации, представил собравшимся доклад «Содержательные контуры проекта «Православная культура Смоленской земли – комплекс мероприятий по поддержке реализации предметной области «Основы духовно-нравственных культур народов России в Смоленской области».
Профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин духовной образовательной организации высшего образования «Смоленская православная духовная семинария Смоленской епархии Русской Православной Церкви» доктор педагогических наук Тамара Михайловна Зыбина подробно рассказала о концептуальном замысле учебного пособия «Православная культура Смоленской земли».
Векторы развития проекта по поддержке реализации предметной области «Основы духовно-нравственных культур народов России в Смоленской области» были рассмотрены в докладе кандидата педагогических наук Ирины Алексеевны Дидук, проректора по науке и проектированию образовательной деятельности государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования».
Основными вопросами для обсуждения на конференции стали: концептуальные подходы к разработке содержания учебного курса «Православная культура Смоленской земли»; методическое обеспечение преподавания учебного курса «Православная культура Смоленской земли»; эффективные модели организации внеурочной деятельности в контексте учебного курса «Православная культура Смоленской земли»; актуальный опыт интеграции ресурсов предметных областей в обеспечении качества преподавания учебного курса «Православная культура Смоленской земли»; региональные практики преподавания учебного курса «Православная культура Смоленской земли».
Во второй половине дня форум продолжила работа секций: 1. «Содержательные аспекты учебного курса «Православная культура Смоленской земли» (модераторы: Пятченков Максим Викторович, учитель русского языка и литературы МБОУ средняя школа № 16 г. Смоленска; протоиерей Олег Переверзев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вяземской епархии). 2. «Методическое обеспечение преподавания учебного курса «Православная культура Смоленской земли» (Татьяна Александровна Матаненкова, руководитель отдела по учебно-методической работе, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин духовной образовательной организации высшего образования «Смоленская православная духовная семинария Смоленской епархии Русской Православной Церкви», кандидат филологических наук; иеромонах Лука Лисовский, заведующий заочным отделением СПДС). 3. «Организация внеурочной деятельности в контексте учебного курса «Православная культура Смоленской земли» (модераторы: Валентина Николаевна Кузнецова, учитель основ православной культуры МБОУ Вязьма-Брянская СОШ, МО «Вяземский район»; протоиерей Михаил Гольцман, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рославльской епархии). 4. «Ресурсное обеспечение учебного курса «Православная культура Смоленской земли» (модераторы: Елена Анатольевна Боброва, начальник научно-исследовательского центра государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук; иерей Александр Коржаков, руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации).
Совещание у митрополита Исидора
Состоялось и ещё одно значимое для развития проекта событие. В здании Смоленского Епархиального управления прошло совещание рабочей группы по дальнейшему развитию проекта Смоленской епархии «Православная культура Смоленской земли – комплекс мероприятий по поддержке реализации предметной области «Основы духовно-нравственных культур народов России в Смоленской области». Данный проект, напомним, был реализован Смоленской епархией при участии администрации Смоленской области и Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в 2019 году при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».
В совещании приняли участие авторы разработанного в рамках проекта учебно-методического комплекта «Православная культура Смоленской земли»: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор – кандидат богословия, кандидат юридических наук, глава Смоленской митрополии; Т.М. Зыбина – доктор педагогических наук, научный сотрудник отдела по учебно-методической работе, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленской православной духовной семинарии; И.А. Дидук – кандидат педагогических наук, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности, доцент кафедры воспитания и социализации детей и молодёжи Смоленского областного института развития образования. Также на встрече присутствовали руководитель отдела Смоленской епархии по религиозному образованию и катехизации иерей Александр Коржаков и методист отдела религиозного образования и катехизации, помощник епархиального архиерея по вопросам образования М.Ю. Андрицова.
В ходе совещания было принято решение продолжить развитие проекта, осуществлённого Смоленской епархией при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива», по следующим направлениям:
1. Разработка интернет-портала с интерактивным тестом учебного пособия, дополнительными материалами (тексты, видеосюжеты, аудиозаписи и другое), творческими заданиями. 2. Разработка методического пособия для учителя по курсу «Православная культура Смоленской земли». 3. Подготовка второго (дополненного и переработанного) издания учебного пособия «Православная культура Смоленской земли».
Общее дело
Митрополит Смоленский и Дорогобужский ИСИДОР отметил, что новое методическое пособие по основам православной культуры – это результат кропотливого труда многих людей, и выразил надежду, что данная работа принесёт плоды в деле духовно-нравственного просвещения молодёжи:
«Этот труд значителен для всего региона и внесёт свою лепту в общее дело, которое совершается руководителями сферы образования, педагогами, священнослужителями и благочестивыми мирянами, задействованными в учебной и научной работе, педагогике. Этот труд внесёт свою лепту в дело просвещения подрастающего поколения нашего региона.
Убеждён, что усилия, которые мы прикладываем, не бесплодны. Они создают условия для того, чтобы дети, которые вступили в новый учебный год, получали достоверные знания о своей истории, о своей культуре. Мы много усилий прилагаем, чтобы убедить не только детей, но их родителей и тех людей, которые далеки от православных жизненных ценностей, в том, что наша история, наша культура – это православная история и православная культура. Невозможно отделить Православие от истории нашего края».
Архипастырь подчеркнул важность издания нового учебно-методического комплекса для того, чтобы молодое поколение, которому в недалёком будущем предстоит занять ключевые позиции в регионе и стране, получало достоверное представление об истории Смоленщины и России.
«Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Её основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют». Эти слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла стали основной концептуальной мыслью нового учебника.
В обращении к восьмиклассникам, которые будут читать этот учебник, его авторы пишут:
«Вы приступаете к изучению нового предмета «Православная культура Смоленской земли». Каково содержание этого предмета? Вы легко ответите на этот вопрос, прочитав названия глав и параграфов: святые и подвижники Смоленской земли, храмы, иконы, монастыри… Это будет правильный ответ, но неполный. Неполный потому, что главным в этом предмете является поиск ответов на самые важные вопросы: «В чём смысл жизни?», «Что есть добро и зло?», «Какие ценности были главными для наших предков, чем они руководствовались в своей жизни?». Поиск ответов на самые главные вопросы в жизни человека является непростым и требует не только умственных усилий, но и в первую очередь работы души, сердечного внимания. Предмет, к изучению которого вы приступаете, – православная культура нашей малой родины Смоленщины – содержит богатейший и очень интересный материал для такой внутренней духовно-нравственной работы. Желаем вам увлекательного путешествия по страницам православной культуры нашего края и радостных и полезных открытий в этом путешествии!»
«Цель учебника, – отметила профессор Тамара Михайловна ЗЫБИНА, – духовно-нравственное образование и воспитание школьников посредством православной культуры. А его концептуальные основы – обобщение и развитие опыта духовно-нравственного образования и воспитания педагогов Смоленщины, синергия светского и религиозного образования, трансдисциплинарность, логоцентричность, риторизация педагогического общения, духовно-эстетический принцип».
Материал подготовлен при грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива 2019–2020».
Фото: smoleparh.ru
Игорь Красновский