Найти в Дзене
Roman Smirnov

Масаки Ивана. О нашем танце.

Вначале я бы хотел поговорить о том, какой тип тренинга следует практиковать. Поскольку танец - это «исполнение/воплощение вашего сна через тело», вам нужно для начала очень хорошо знать свое тело. Когда я говорю «тело», я имею ввиду тотальное тело, объединяющее все уровни: био-скелетный уровень, дух и интуицию.

Танец - это не движение само по себе, но танец теснейшим образом связан с движением. Следовательно, вам необходимо знать функции движений. Я часто сравниваю тело со зданием. Функциональность тела, наподобие здания, определяют:

1.сила/прочность,

2. гибкость/пластичность,
и на вершине располагается

3. баланс.

Если все три хорошо функционируют вместе, они становятся движением, а движение может иметь отношение к танцу.

Прежде чем тренировать танец, мы тренируем тело, являющееся важным инструментом танца. Этот тренинг тела, используя растяжки, направлен на развитие гибкости/пластичности и крепости кора(1), а также развитие силы и тренировку баланса. У этих упражнений есть общая задача: тренируя нижнюю часть тела (фундамент), мы готовим его к тому, чтобы верхняя часть тела могла быть расслабленной.

Теперь о тренинге по танцу. Поставив задачу целостного функционирования тела, я создал пять фундаментальных танцев. Они строятся на действительно основных движениях, которые вы можете видеть в обычной жизни. Например, идти, вставать (стоять), наклониться к полу, катиться по полу, повернуться. Это первые уроки. Если вы не можете нормально делать эти базовые движения, то во время танца будут видны дефекты.

Теперь давайте поразмыслим о необходимых условиях, чтобы движение стало танцем. Движение само по себе не становится танцем - условием танца является то, что вы питаете движения такими вещами, как ваши собственные сны, воспоминания и желания. Исходя из этого, иногда стоять неподвижно может быть танцем. Я сейчас говорю, опережая сам себя, но давайте определим, что танец это «работа по переводу воображения в конкретную картину через тело». Мы должны быть способны рисовать различные картины своими телами.

Масаки Ивана. Photograph Laurent Dumont,1985
Масаки Ивана. Photograph Laurent Dumont,1985

Упражнениями, чтобы достичь этой способности, могут быть, например, такие: танцевать тему с историей (к примеру, протанцевать старую полную икринок самку лосося, взбирающуюся по горному потоку), или танцевать сенсорную тему (протанцевать ощущение отслаивания/облупливания/шелушения), или танцевать материал (текстуру), неограниченный движением и формой (танцевать благоухание, танцевать застойные явления), или танцевать то, что постигается интуитивно, то, что [вроде бы] невозможно танцевать (протанцевать «проститутку, которую звали Руина», или «рыбачить тишину»).

И наконец, важно заниматься тренингом импровизации. Импровизация - это совершенно необходимый тренинг, чтобы освободить ваше тело и сознание. Однако отметим, что импровизация не означает делать всё, что вы хотите, как это обычно понимают. Импровизация означает точный выбор действий в каждом моменте, настраивая так много чувствительных антенн, как только можно. В некотором смысле можно сказать, что, если в результате тренинга у нас вырастает больше чувствительных антенн, то наше случайное действие [в моменте] может быть существенно ближе к необходимому и естественному.

В завершение, хочу сказать о двух важных вещах.

Во-первых, в отличие от танцоров традиционных и классических школ, мы в известном смысле являемся любителями. Говоря «в известном смысле», я имею ввиду: если оценивать с точки зрения устоявшихся эстетических моделей и технических градаций. «Профессиональный» танцор тут же выпадает за рамки этих моделей и технического уровня, если он или она пропускают один день своего тренинга - поэтому они не смеют пропускать свои занятия.

Для нас, конечно, тоже занятия важны - однако, поскольку в наших занятиях нет принятых технических стандартов и уровней, мы можем позволить себе оставаться любителями в этом смысле. Тем не менее, если кто-то считает, что благодаря этому он может танцевать легко и просто, то дело обстоит как раз наоборот. Это очень сложная задача. Почему это сложно? Потому что причина танцевать не заключается в технике и уровнях мастерства, она заключается во внутреннем Я (self) того, кто танцует.

Возможно, это непросто понять, но я бы даже заменил «внутреннее Я» (self) на «конкретность» [индивидуальное]. Например, если вы следуете некой процедуре, которой вы где-то обучились, и вы не владеете ей на предельно высоком уровне, то это будет не что-то ваше собственное, таким образом вы никогда не сможете победить в этом профессионала, который представляет высочайший уровень овладения этой процедурой/техникой. Также, например, возможно танцевать под музыку, но, если ритм танца не достаточно хорошо соответствует этой музыке, такой танец не может состояться как настоящий перформанс.

Масаки Ивана
Масаки Ивана

Как я только что показал на примерах, если выученная танцевальная техника или танец под музыку не отточены кристально, то это будет всего лишь заимствованный, перенятый танец - я хочу сказать, что он не конкретен. Тогда что же вы можете предпринять? Вам необходимо найти в себе самом что-то конкретное, что-то, не определяемое в терминах техники (победа, поражение, соревновательные заслуги не свойственны нашему танцу) и танцевать это глубоко и безрассудно, не заботясь о последствиях. В этом и есть смысл того, чтобы танцевать, или, другими словами, танцевать свое тело. Если вы не достаточно убеждены в этом, пожалуйста, проверьте это своим танцем.

И, во-вторых, есть люди, которые говорят, что танцуют, чтобы исцелять себя. Поначалу это допустимо, но если вы практикуете это без конца, то это становится проблемой. Причина в том, что наш танец не может быть сам по себе. Танец всегда требует кого-то еще, кто смотрит, свидетеля. Проще говоря, это перформанс, подразумевающий обмен с публикой, и если я скажу в моих любимых выражениях, то вам нужно сильное решение, чтобы быть частью шоу. Значит, 50% для своего целительного процесса, 50% для публики, чтобы помочь ее исцелению и подарить людям удовольствие, и если удастся, вы затронете их сердца. Если же вы забываете об этом, то танец становится эгоистичным актом, направленным на удовлетворение себя самого.

К такому танцу, который я описываю в этой статье, нелегко привлечь широкую публику и сделать его популярным, приносящим большие деньги. Причина в том, что социум любит создавать рамки и модели, и создавать степени превосходства внутри этих рамок. Общественная система вырабатывает ценник на танец, воспринимая его как товар.

http://www.iwanabutoh.com/butoh.php