Дурной славе двигатели 1.4 TSI и 1.2 TSI обязаны случаям перепрыгивания цепей привода ГРМ через зубья звездочек. Немецкий журнал Auto Bild 10 лет назад опубликовал данные, что на моторах TSI сбой в работе ГРМ происходил при пробеге в среднем от 40 до 60 тысяч километров.
Проблема нешуточная, ведь в результате перескока цепи поршни втыкались в клапана и гнули их. Сколько моторов было загублено, сказать трудно. Концерн Volkswagen должен располагать данными, но понятно, что не в его интересах распространяться на этот счет и подливать масла в огонь.
Как бы там не было, резонанс, который в широких массах автолюбителей имела история с цепями, оказался силен. Виновники получили название пластмассовых, а покупатели до сих пор побаиваются покупать машины с 1.4 TSI и 1.2 TSI.
Подтверждение тому мой недавний разговор с владельцем Skoda Octavia 1.4 TSI 2011 года выпуска. Рассказ об опыте эксплуатации автомобиля, его надежности, неисправностях и ремонтах был опубликован в издании, где я работаю.
Прочитать и посмотреть фото, например, как ржавеет кузов, можно здесь: https://www.abw.by/novosti/experience/214200
В «Октавии», о которой идет речь в статье, цепь напомнила о себе через 5 тыс. км после покупки машины. Ее стало слышно по утрам при холодном запуске. До «мести за Сталинград» дело не дошло. Цепь заменили, а хозяин, получив рекомендацию на время стоянки не ставить авто на передачу, а всегда пользоваться только «ручником», теперь каждое утро прислушивается, не раздастся ли под капотом характерный шелест.
Почему, кстати, нежелательно оставлять машину на стоянке с включенной передачей? Одной из причин перескока называлось ослабевание гидронатяжителя цепи, когда авто стоит на уклоне. Через трансмиссию и коленвал двигателя на привод ГРМ оказывается силовое воздействие, которое и вело к ослабеванию натяжения цепи. Тут и жди беды, особенно если цепь растянулась в длину из-за износа в сочленениях звеньев.
На машинах марок, входящих в VAG, в 2012 году появилась модернизированная цепь. На Audi раньше, на SEAT позже, на Volkswagen и Skoda где-то в промежутке, но хронология неважна. Важно, что модернизированная цепь отличается от старой цепи симметричным плетением и увеличенной шириной. Также изменилась ширина звездочек. Надежность это увеличило, а что со сроком службы?
Этот вопрос я обсуждал со специалистами СТО "РПВ-автосервис", которые имеют богатый опыт замены цепей на моторах TSI. С их слов, по 100-110 тыс. км модернизированные цепи выхаживают без проблем. Далее владельцу надо начинать слушать. В отличие от старых цепей, которые могли перепрыгнуть по звездочкам без предварительного звукового предупреждения, модернизированные оповещают треском или другим шумом, что пора менять.
По идее должен был бы предупреждать индикатор Check engine с ошибкой рассинхронизации валов впускных и выпускных клапанов, но, судя по всему, этого не происходит. По крайней мере, на СТО не вспомнили ни одного случая, когда владельцы указывали, что загорался Check. Поэтому ездить с шумящей цепью и ждать, когда контрольная лампа зажжется, рискованно. Ну, а что делать, если цепь не начнет шуметь к указанному пробегу? Тут уж каждый решает сам за себя, но, думается, лучше превентивно поменять ее при 120 тыс. км и забыть про пластилин еще на столько же.
Фото автора