Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Побег из Претории

Оглавление

(Escape from Pretoria, 2020, Великобритания)

Только на финальной дилогии о Гарри Поттере "Дары Смерти" Дэниэл Рэдклифф заработал 53 миллиона $. Тем не менее трудиться за копеечные гонорары парень тоже не отказывается. Похвальная верность профессии, что ещё о нём сказать.
Только на финальной дилогии о Гарри Поттере "Дары Смерти" Дэниэл Рэдклифф заработал 53 миллиона $. Тем не менее трудиться за копеечные гонорары парень тоже не отказывается. Похвальная верность профессии, что ещё о нём сказать.

Хитровыгнутый очкарик-революционер по имени Тим Дженкин - личность, известная лишь тем из вас, кто изучал историю апартеида в ЮАР, ну или сам принимал участие в борьбе с ним. То есть, очень мягко говоря - известная не каждому российскому и забугорному кинозрителю.

Видимо, по этой причине экранизация мемуаров Дженкина "Inside Out: Escape from Pretoria Prison" состоялась лишь спустя 33 года после их публикации. Да и то непонятно, зачем. Разве только это запоздалая попытка сёрфануть на волне популярности фильмов о побегах из тюрем, которая уже практически схлынула. Потому что сами по себе герои-апартеидоборцы нынешнему зрителю малоинтересны, даже когда о них снимает кино сам Клинт Иствуд ("Непокорённый", 2009).

Не повторяйте этот трюк дома!  Если, конечно, не хотите потом весь день выколупывать щепки из замочной скважины.
Не повторяйте этот трюк дома! Если, конечно, не хотите потом весь день выколупывать щепки из замочной скважины.

Конечно, в век сплошных видеокамер, электронных замков и компьютерных охранных систем смотреть "Побег из Претории" можно лишь с ностальгическим умилением по тем временам, когда, извините за оксюморон, в тюрьмах у зеков было гораздо больше свободы.

В данном случае это 1979-80 годы - самое неудачное время для Тима Дженкина (Дэниэл Рэдклифф) и его соратника по борьбе за права чернокожих Стивена Ли (Дэниэл Уэббер); как вы уже поняли, сами они при этом предательски белые. Именно тогда оба кореша были арестованы за разброс листовок, за что в ЮАР первому впаяли двенадцать лет, а второму восемь. Да-да, по тем временам что-то типа "за лайки и репосты".

Повезло, что обоих закрыли на одну кичу под названием "Претория", да ещё в соседние камеры. Повезло, что там же сидели другие их сподвижники, так что среди целой шоблы революционеров этим двоим было не так скучно влачить свои срока́. Ещё им повезло, что обычные уголовники почему-то не трогали "политических". Но тут уже не повезло зрителю, которого авторы фильма лишат ожидаемого тюрьмо-экшена вроде разборок в душевой и резни заточками на спортплощадке.

Весьма странное обстоятельство: Стивен Ли пытался бежать из зала суда, но отделался за это лишь разбитой мордой и не получил к своей "восьмилетке" никакого, даже полугодичного бонуса.
Весьма странное обстоятельство: Стивен Ли пытался бежать из зала суда, но отделался за это лишь разбитой мордой и не получил к своей "восьмилетке" никакого, даже полугодичного бонуса.

Везуха, кстати, в фильме героям прёт раз за разом. Особенно в конце, когда в их игре с фортуной начинается и вовсе голимое читерство. Только как как это оспоришь, если история снята по реальным событиям, и охрана "Претории", при всей своей показной суровости, действительно работала спустя рукава.

Что, впрочем, не лишает кино остросюжетности, которую режиссёр/сценарист Фрэнсис Аннан раскочегаривает порой буквально на ровном месте. Причём для дебютанта делает мастерски и драматично.
И вообще, надо отдать Аннану должное, всю рутинную подготовку к побегу, что свелась к подделке ключей, он живописал как настоящий квест. Большой, многоуровневый и изобилующий нежданчиками почти на каждом шагу. Так что я уверен: вас явно заинтересует это кино, и вы не выключите его на полпути к финалу, поскольку колёса его сюжета, под которые щедро подсыпается саспенс, нигде не буксуют.

- Какого чёрта пялишься? А ну бегом сортиры драить! Здесь тебе не Хогвартс, у нас они сами себя магией не отчистят!
- Какого чёрта пялишься? А ну бегом сортиры драить! Здесь тебе не Хогвартс, у нас они сами себя магией не отчистят!

***

В общем, несмотря на постоянно сопутствующее героям везение, картина всё равно снята с пониманием того, как надо делать настоящие крепкие триллеры. За героев "Побега из Претории" действительно искренне болеешь, даже если не разделяешь их политические убеждения. За что также спасибо Рэдклиффу и Уэбберу, которые отработали на совесть и не подвели режиссёра-дебютанта.
Поэтому что тут ещё добавить? Всем любителям маленьких, но гордых триллеров, а также ненавистникам апартеида можно взять фильм на заметку. Хотя последним рискует и не понравиться то, что политики в здесь гораздо меньше, чем плотницкого ремесла и игр в прятки с тюремной охраной.

Трейлер фильма: