Найти тему
Канал 1147 (Творцы и шедевры)

"Южный порт" - мекка советских автолюбителей.

В СССР многое было дефицитом. Автомобили и запчасти - не исключение. В стародавние времена местом сбора немногочисленных автолюбителей был магазин"Автомобили" на Бакунинской. Позже стихийный рынок возник рядом с автомагазином в Южном порту.

Авторынок в Южном порту. На первом плане польская "варшава 223". Фото с сайта pastvu.com.
Авторынок в Южном порту. На первом плане польская "варшава 223". Фото с сайта pastvu.com.

В сам магазин заходили лишь счастливчики, дождавшиеся открытки на покупку новых "жигулей" или "запорожца". Была там и комиссионная секция. Подержанные машины стояли на открытой площадке. Именовалась она почему то "обезличкой". Туда попадали и откровенные "вёдра с болтами", но продавалось почти всё, потому что дефицит автомобилей был страшным. На обезличке стояли и когда-то роскошные иномарки, с которыми советские граждане за редким исключением справедливо опасались связываться. Ну у какого "простого советского человека" могло быть 20 (зачёркнуто), 19 (зачёркнуто), 17 (зачёркнуто) 15 тысяч рублей на шестиметровый бьюик, возивший когда-то австралийского посла в Москве. Кстати "зачёркнуто" я добавил не для красного словца. На капоте машины действительно было написано несколько вариантов цены. Более высокие цены зачеркивались. Очевидно, "Бьюик" несколько раз уценили, но его так никто и не покупал.

Рядом стоял трабант за 1000 рублей.

Фото сделано в Кракове в 2010 году.
Фото сделано в Кракове в 2010 году.

Ржавый некомплектный пежо 404 продавали за 1500 рублей.

Пежо 404 с французскими номерами в Москве на Васильевском спуске. Слева и справа от него микроавтобусы раф.
Пежо 404 с французскими номерами в Москве на Васильевском спуске. Слева и справа от него микроавтобусы раф.

Были там и жигули с выгоревшим салоном за 800 рублей и "убитый" запорожец за 500. Однако в память мне запал старый мерседес W180, так называемый "понтон". За усталую машину, ровесницу "победы", просили больше 5 тысяч советских рублей!

Фото сделано в Гданьске в 2011 году.
Фото сделано в Гданьске в 2011 году.

На стихийной площадке неликвида не было. Там продавались жигули, запорожцы, волги, изредка разбавленные экзотическими иномарками.

Классическая картинка из Южного порта. Роскошный мерседес W108 с абхазскими номерами. Фото с сайта pastvu.com
Классическая картинка из Южного порта. Роскошный мерседес W108 с абхазскими номерами. Фото с сайта pastvu.com

Цены не афишировались. Заинтересованным людям их сообщали устно. После того, как стороны ударили по рукам, следовало переоформить автомобиль. Для этого в отделе комиссионной торговли автомагазина нужно было выписать справку-счёт. Однако здесь были свои нюансы. Во-первых в комиссионном отделе тоже была очередь и сдаваемый автомобиль должен был уйти первому в списках. Причём по цене, определённой товароведом магазина. Это не устраивало ни продавца, ни покупателя. Соответственно находились обходные пути, как переоформить машину. Да и цена в справке-счёте редко соответствовала реальной. Ещё проще было "продать машину по доверенности". юридически это абсолютно неграмотно, но очень часто оформляли именно генеральную доверенность. В ту пору не было камер и штрафы платил именно тот, кто находился за рулём

Фото с сайта drive2.ru
Фото с сайта drive2.ru

Южный порт был довольно опасным местом. Убивать не убивали, но мошенников там было предостаточно. Особенно часто продавцов"кидали" на доплату помимо кассы, подсовывая "куклу" вместо денег. Как и сейчас можно было купить великолепный внешне экземпляр с... полностью убитым двигателем или коробкой передач. Добро, если это был москвич или волга - связи на автобазах творили чудеса, а если экзотический в Советском Союзе кадиллак или даже опель рекорд? Недаром в советское время часто попадались "уколхоженные" иномарки. Но это уже совсем другая история.

На нашем канале можно узнать как появились жигули.

Почему жигули были лучшим советским автомобилем.

И на чём ездит автор этих строк.