В СССР многое было дефицитом. Автомобили и запчасти - не исключение. В стародавние времена местом сбора немногочисленных автолюбителей был магазин"Автомобили" на Бакунинской. Позже стихийный рынок возник рядом с автомагазином в Южном порту.
В сам магазин заходили лишь счастливчики, дождавшиеся открытки на покупку новых "жигулей" или "запорожца". Была там и комиссионная секция. Подержанные машины стояли на открытой площадке. Именовалась она почему то "обезличкой". Туда попадали и откровенные "вёдра с болтами", но продавалось почти всё, потому что дефицит автомобилей был страшным. На обезличке стояли и когда-то роскошные иномарки, с которыми советские граждане за редким исключением справедливо опасались связываться. Ну у какого "простого советского человека" могло быть 20 (зачёркнуто), 19 (зачёркнуто), 17 (зачёркнуто) 15 тысяч рублей на шестиметровый бьюик, возивший когда-то австралийского посла в Москве. Кстати "зачёркнуто" я добавил не для красного словца. На капоте машины действительно было написано несколько вариантов цены. Более высокие цены зачеркивались. Очевидно, "Бьюик" несколько раз уценили, но его так никто и не покупал.
Рядом стоял трабант за 1000 рублей.
Ржавый некомплектный пежо 404 продавали за 1500 рублей.
Были там и жигули с выгоревшим салоном за 800 рублей и "убитый" запорожец за 500. Однако в память мне запал старый мерседес W180, так называемый "понтон". За усталую машину, ровесницу "победы", просили больше 5 тысяч советских рублей!
На стихийной площадке неликвида не было. Там продавались жигули, запорожцы, волги, изредка разбавленные экзотическими иномарками.
Цены не афишировались. Заинтересованным людям их сообщали устно. После того, как стороны ударили по рукам, следовало переоформить автомобиль. Для этого в отделе комиссионной торговли автомагазина нужно было выписать справку-счёт. Однако здесь были свои нюансы. Во-первых в комиссионном отделе тоже была очередь и сдаваемый автомобиль должен был уйти первому в списках. Причём по цене, определённой товароведом магазина. Это не устраивало ни продавца, ни покупателя. Соответственно находились обходные пути, как переоформить машину. Да и цена в справке-счёте редко соответствовала реальной. Ещё проще было "продать машину по доверенности". юридически это абсолютно неграмотно, но очень часто оформляли именно генеральную доверенность. В ту пору не было камер и штрафы платил именно тот, кто находился за рулём
Южный порт был довольно опасным местом. Убивать не убивали, но мошенников там было предостаточно. Особенно часто продавцов"кидали" на доплату помимо кассы, подсовывая "куклу" вместо денег. Как и сейчас можно было купить великолепный внешне экземпляр с... полностью убитым двигателем или коробкой передач. Добро, если это был москвич или волга - связи на автобазах творили чудеса, а если экзотический в Советском Союзе кадиллак или даже опель рекорд? Недаром в советское время часто попадались "уколхоженные" иномарки. Но это уже совсем другая история.
На нашем канале можно узнать как появились жигули.
Почему жигули были лучшим советским автомобилем.
И на чём ездит автор этих строк.