Любая сказка это описание расстановки сил в какой-то ситуации. Ваши жизненные ситуации отображены там просто и понятно. Найдя сказку для своей ситуации, вы сможете разобраться в ней не хуже любого психоаналитика.
Недавно я уже проделывал такую штуку про сказку «Волк и лиса» в этой статье. Но там была история моей знакомой. Сегодня будут еще две сказки, описывающие одну и туже ситуацию с двух сторон. Это «Волк и семеро козлят» и «Царевич и серый волк». И там и там есть волк, но выглядит он ой как по-разному.
Очень часто практикующим психологам, при разборе пар, приходиться сталкиваться с ситуацией, когда рассказ двух сторон об одной и той же ситуации прямо противоположен. Злодеем ожидаемо оказывается другая сторона, а сам человек – бедной жертвой, и так с обеих сторон.
Нередко, возникает еще и третья совсем другая «объективная картина» -картина самого психолога.
На деле же объективная картина это наложение различных картин сторон друг на друга. Созданием её как раз и занимаются хорошие психологи.
Если же попытаться сформулировать принцип решения ситуации для вас на основе этих двух сказок, то выход в том, чтобы вы приняли сказку партнера и увидели ситуацию его глазами.
Увидеть глазами другого это не значит принять его точку зрения для себя и подчиниться ей. Это скорее подняться над собой и увидеть как комфортно и по-другому выглядит спина волка глазами сидящего на ней царевича. Увидеть, что эта спина в его оценках помощью не является.
А, если, например, козлятам увидеть сказку про "серого волка и царевича" глазами волка, то можно не только понять мотивы волка и перестать ненавидеть его, но еще и побыстрее встать на собственные ноги, поскольку пока этого не произойдет, волк не отстанет.
Приведу примеры.
Давайте представим себе женщину в декрете. Рабочие навыки частично утрачены. Муж ведет себя все более требовательно, возражает против «работы за еду» и не дает заводить подруг.
Пока козлята-жена из сказки нуждаются в кормильце, они будут во власти волка. Себя кормилец обычно считает благодетелем, а в глазах козленка является хищником.
Ну а волк-муж, в такой ситуации, почти всегда живет в сказке про "волка и царевича", ему кажется, что его давление на жену и его требования – это жизненно необходимые меры защиты и опеки, без которых она погибнет.
Он зарабатывает и против сомнительных подружек и сомнительных работ, отнимающих время у него и детей. Это все, по его мнению, может привести к погибели. Поэтому выход тут только один (кроме бегства к родственникам) – перестать конфликтовать с волком, поблагодарить его за заботу и опеку и постараться договориться с ним о возможности постепенной самостоятельности, разрешив ему контроль.
Или, например, у женщины партнер деградирует на глазах. Пьет или целыми днями играет в танчики. Погибает, но ведет себя так, что помочь ему невозможно, да еще и хамит. Тот самый «чемодан без ручки».
Тут тоже подойдут эти сказки. Серый волк хочет помочь, но на другой стороне – козлята. Их суть в том, что помощь от волка им нужна. Но они, конечно, лучше знают, что на что она должна пойти: на выпивку или наркотики. И, когда волк требует другого варианта помощи, это расценивается как насилие. Поэтому, если козленок убегает от волка, не нужно бежать за ним, но можно сказать, чтобы он обращался за допустимой помощью, когда решит выбраться из своей ямы.
Допустимая помощь – это конкретная практическая помощь, которая не увеличивает зависимость козленка. Волк должен понять, что цесаревич имеет право жить ошибками и даже погибнуть. А волк имеет полное право распоряжаться своей помощью, поэтому, чем раньше закончится эта односторонняя кормежка, тем лучше. Но каждый раз, когда он навязывает что-то другое хорошее, он становиться хищником.
Само собой, в жизни эти ситуации не решаются так легко и не выглядят так однозначно. Но сама по себе эта методика дает возможность к ним хотя бы подступиться.