Seabob BlackShadow 730 – техника, применяемая профессиональными дайверами и подводными подразделениями специального назначения. Скорость скутера – 6,2 узлов, максимальная глубина – 60 м, дальность плавания – 20 км, продолжительность работы – около трех часов. По ряду сообщений, немецкий буксировщик стоит на вооружении подводных коммандос США, Испании и Ирландии. Для каких именно формирований и под какие конкретно нужды закупило скутер российское Минобороны, доподлинно неизвестно. В качестве возможных вариантов применения данной техники можно обозначить поисково-спасательные, промышленные, а также непосредственно диверсионные операции.
Остатки советского наследия
Согласно исследованию FlotProm, в России схожую по назначению технику готов выпускать только гатчинский завод "Буревестник". В номенклатуре предприятия указан буксировщик двойного назначения "Сом-3", ориентированный преимущественно на гражданский рынок. Скорость изделия составляет 2 узла, максимальная глубина – 40 м, продолжительность работы - от 3 до 10 часов. Однако фактически данная продукция уже не изготавливается. Что касается проектов, над которыми исторически трудились в Санкт-Петербургском морском техническом университете (СПБГМТУ), то последней предложенной инициативой со стороны разработчиков стал буксировщик водолазов "Протон-СН", концептуально близкий к "Сому-3". Ученые предложили его флоту в 2015 году, однако потенциальный заказчик разработкой не заинтересовался.
"До государственных испытаний опытного образца дело не дошло, состоялись только собственные испытания", – сообщили сотрудники университета. Приостановку производства на "Буревестнике" в "Корабелке" объяснили "отсутствием заказов".
По словам московских промышленных подводников из компании "Водолаз", находящиеся в эксплуатации отечественные буксировки сделаны еще в советские годы.
"Сложно сказать, производят ли чего в России сейчас. Разве что под Санкт-Петербургом изготавливают "Сомы". Но, если честно, качество у них не очень", – поделились мнением сотрудники "Водолаза".
Столкнувшись со столь неуверенным предложением со стороны промышленности, FlotProm опросил производителей подводной техники, не планируют ли они работать в этом направлении "на перспективу".
"Тетис-Про", "Дайвтехносервис" и "Инженерная производственная компания "ОСТ" ответили отрицательно. Решение могло предложить конструкторское бюро "Малахит", поскольку в сентябре 2016 года заместитель главного конструктора по вооружению Андрей Курносов заявил, что студенты при предприятии трудятся над гражданским скутером для проведения подводных экскурсий. Как уточнил FlotProm, речь шла про туристическую технику на 2-3 человека с глубиной подныривания до 6 метров, которая не имеет отношения к востребованным у боевых пловцов глубоководным средствам передвижения.
"Буксировщиков водолазов мы никогда не разрабатывали, поскольку это не наше направление", – ответили на запрос FlotProm в "Малахите".
Проекты, канувшие в лету
"В СССР производство индивидуальных буксировщиков началось в 1950-х годах, когда при Кафедре самоходных подводных аппаратов, что в "Корабелке", создали Особое конструкторское бюро. В результате его работы появилась серия "Протеев". А некоторым позже, уже в 1970-е, специалисты КБ разработали линейку двухместных "Протонов", – объяснил начальник управления оборонных исследований и разработок СПБГМТУ Игорь Кожемякин.
По словам специалиста, техника выпускались преимущественно на гатчинском "Буревестнике". Тем не менее, по мере роста объемов производства, обусловленного не только военным, но и промышленным назначением буксировщиков, заказы передавались и другим предприятиям страны. В частности, оборудование изготавливалось в Нижнем Новгороде и Кургане.
Впрочем, этим изыскания советских конструкторов не ограничивались. В шестидесятые годы на петербургском заводе "Двигатель" (сегодня входит в "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор") разработали и поставили на производство для нужд ВМФ двухместный торпедообразный буксировщик под названием "Сирена".
Позднее "Двигатель" представил модернизированные буксировщики, среди которых выделяется разработанная в семидесятых "Сирена УМ" и ее экспортная модификация "Сирена УМЭ", которую производители выставляли на Международном военно-морском салоне вплоть до 2011 года. Скорость модернизированной "Сирены" достигает 8 узлов, максимальная глубина – 40 метров, продолжительность работы – до 6 часов.
Далее происходит перестройка, по итогам которой как производители, так и проектанты ищут средства к существованию в новых экономических реалиях. Так, в 1990-е годы Особое конструкторское бюро для выхода на гражданский рынок открывает "Морской инновационно-технологический центр". Кроме того, в результате активности центра гражданский буксировщик "Сом-1", представляющий собой концептуальное развитие линейки "Протонов", до 2003 года производился на вышеупомянутом "Двигателе".
Несмотря на трудности 1990-х годов, деятельность Особого конструкторского бюро в военном сегменте не прекратилась, а ее результатом стали шестиместные буксировщики "Грейп" и "Гроздь", при этом последний принят на вооружение примерно в то же время.
"Гроздь" выпускали на заводе "Двигатель". Изготовили серию, после чего все закончилось – проект оказался дорогим и не совсем удачным", – указал начальник управления оборонных исследований и разработок СПБГМТУ Игорь Кожемякин.
Таким образом, к середине нулевых годов у Особого конструкторского бюро из проектов остался "Сом-3", который какое-то время производился на гатчинском "Буревестнике". Продолжались изыскания в области военных скутеров – заключительным буксировщиком этого назначения от ОКБ стал "Протон-С", разработанный в 2007 году. В 2012 году Минобороны приобрело 23 "Протона-С" на общую сумму 45 млн рублей.
Наконец, в 2015 году "Корабелка" в инициативном порядке доработала "Протон-С" до "Протона-СН", о чем также шла речь в начале текста. Однако в 2013 году российские силовики уже приглядели себе нового поставщика - немцев из Rotinor. И, судя по последующим закупкам индивидуальных буксировщиков, продукция из Германии в конкурентной борьбе победила.
Было бы желание?
Согласно данным из открытых источников, на вооружении российского подводного спецназа на 2009 году стояла следующая техника: двухместные буксировщики водолазов "Сирена" и "Сирена-УМЭ", трехместные буксировщики водолазов "Марина", буксировщики водолазов "Сом-1" и "Сом-3", "Протей-5М" и "Протей-5МУ", "Протон" и "Протон-У", групповые шестиместные буксировщики водолазов "Гроздь".
Какое из этого оборудования эксплуатируется до сих пор, какое снято с вооружения, а какое заменили на стильные немецкие Seabob BlackShadow 730 – утверждать затруднительно. По мнению Игоря Кожемякина, импортные скутеры могут поставляться в дайверском исполнении, не подразумевающем использование в ходе подводных спецопераций.
"Специальные буксиры нам никто не продаст, равно как и новинки в этой области. Скажем, сравнительно недавно приобрели шведскую технику. Рассчитывали на военную версию, а получили гражданскую", – рассказал ученый.
Отметим, однако, что на сайте "Covert Shores" (порталом занимается зарубежный эксперт по морским силам специальных операций Г.Саттон – ред.), фигурирует изображение российского спецназовца со скутером DiveJet R2, "младшим братом" Seabob BlackShadow 730. Фотография, вероятнее всего, появилась там из российского блога за авторством пользователя nosikot. Блогер в своем посте за 31 декабря 2016 выложил страницы календаря, который обозначил как официальный календарь Минобороны за 2017 год. В конечном счете, военное ведомство опубликовало другую версию календаря.
Таким образом, российские проекты буксировщиков стремительно устаревают, о новых проектах, по крайней мере на уровне открытой информации, ничего не известно, к серийному производству отечественная промышленность пока не готова, а вопрос оснащения морского спецназа начинает зависеть от того, что именно поставят зарубежные партнеры.
По словам источника FlotProm в военно-промышленной отрасли, Особое конструкторское бюро перестало заниматься доработкой своих проектов, и, по большому счету, состоит сейчас из одного человека. Собеседник портала также добавил, что проработкой многоместных скутеров занимается "Двигатель" – но только в порядке инициативных предложений. Источник подчеркнул, помимо этих двух организаций тематикой буксировщиков на уровне предприятий никто заниматься не готов. Прямо сейчас в "Корабелке" готовят новые кадры, которые в перспективе способны создавать и проектировать подводные скутеры. Обучение проходит на Факультете морского приборостроения, а точнее, на Кафедре проектирования и технологии производства морских подводных аппаратов и роботов – наследнице той самой Кафедры самоходных подводных аппаратов, на интеллектуальных наработках которой создавалось большинство советских буксировщиков. Кроме того, СПБГМТУ совместно с "Океаносом" работает над беспилотным глайдером, демонстрируя готовность продолжать исследования в области подводной техники.
Существуют разные рычаги, способные возродить производство военных скутеров в стране: стремление частного российского капитала заполнить зияющую нишу по производству техники двойного назначения, государственная поддержка и финансирование НИОКР по направлению, да хоть бы и инициативный энтузиазм ученых. Какой из них в результате сработает, если вообще сработает – покажет время. Появилась бы потребность. Было бы желание.
Добро пожаловать на мой канал https://zen.yandex.ru/id/5e5621c9fc020165b28cbd10