Найти тему
Алексей Гвоздырев

5 книг, которые будет интересны каждому.

Оглавление

 1. Завтра я всегда была львом

Арнхильд Лаувенг, «Бахрах-М»

Арнхильд Лаувенг — кандидат психологических наук, практикующий клинический психолог. В семнадцатилетнем возрасте она была направлена в психиатрическую лечебницу с диагнозом «шизофрения». Последующие десять лет ее жизни — череда добровольных и принудительных госпитализаций. Последний раз она была госпитализирована в возрасте 26 лет.

Арнхильд полностью победила шизофрению и сегодня имеет возможность говорить о болезни и как профессиональный психолог и как бывший пациент. Уникальный опыт излечившегося человека, описание болезни «изнутри» представляет огромный интерес как для психиатров, психологов, больных людей и их родственников, так и  для самого широкого читателя.

Художественная манера изложения, проникновенность, с которой написана книга, делает чтение захватывающим. Это потрясающая история победы, в которую мало кто верил. Кто читал великолепную книгу Мари Кардиналь «Слова, которые исцеляют» — роман, автобиографию и историю успешной психотерапии, оценит по достоинству и книгу Лаувенг.

2. Жажда жизни

Ирвинг Стоун, «АСТ»

-2

Этот крайне успешный биографический роман о ван Гоге был экранизирован и даже получил премию «Оскар». Одним из главных источников автора была переписка художника с его братом, Тео ван Гогом.

В этих письмах Винсент описывает отношения к знакомым, поиски себя и создание многих знаменитых картин. Стоун посетил места, где бывал Ван Гог в Голландии, Бельгии и Франции, встречался с современниками художника. Все диалоги, по признанию автора, выдуманы, однако в основном изложение соответствует фактам.

3. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме

Ханна Арендт, «Европа»

-3

Ханна Арендт родилась в Германии, в годы фашизма она была заключенной концлагеря, а потом эмигрировала в Америку. Ее работы «Истоки тоталитаризма» и «Банальность зла» составили тот фундамент современной культуры, без которого немыслимы ни современная западная история, ни философия, ни культурология.

Как исследовательницу Арендт интересовали прежде всего темные аспекты человеческой личности: что такое зло и почему оно никак не перестанет быть, какова природа угнетения. «Банальность зла» была написана Ханной Арендт, присутствовавшей в качестве корреспондента журнала The New Yorker на суде над Адольфом Эйхманом, бывшим подполковником СС.

Суд проходил в Иерусалиме в 1961 году. Арендт утверждает, что природа зла намного менее демонична, чем нам кажется, чем нам бы того подсознательно хотелось. Зло банально: у Эйхмана не было и следов антисемитизма или психологической ущербности личности, ведь он, по его словам «лишь делал свою работу». Тупость, отсутствие совести и сострадания составляют фундамент зла. От этого оно, пожалуй, еще ужаснее.

4. Когда я умирала

Уильям Фолкнер, «Художественная литература»

-4

Мое знакомство с Фолкнером началось именно с этой книги. Не знаю почему. Возможно, потому, что стало любопытно, как это в книге нет слов автора. Возможно, потому, что роман короткий, казалось, что проще будет начать с него.
Не знаю, как там люди читали его 3-4 часа, но это не та книга, которую можно "проглотить".
Сложен сам язык повествования. Так как все 59 глав романа - мысленные монологи героев, порой сложные, порой из одного-двух слов. А иногда они похожи на поток сознания сумасшедшего. Лично мне приходилось вчитываться, перечитывать и возвращаться к предыдущим главам.
Сейчас спойлеры будут...


Весь сюжет строится на смерти Адди Бандрен, тело которой везут хоронить в соседний город. Все бы ничего, да вот только члены семейства не особо и горюют. Кто-то прямо под окнами строит гроб, хотя она еще не умерла. Кто-то пошел торговать в соседний город. Кто-то озабочен абортом. А младший сын вообще сравнивает ее с рыбой. И все занимаются своими делами, ничего, что мать семейства умирает, не до нее!


Как они ее везли - это отдельный разговор: на покойницу надели подвенечное платье и чтобы оно не помялось, положили тело в гроб вверх ногами. По дороге чуть не потеряли гроб в реке, а повозку сопровождали грифы, потому что трупный запах разлетался по всей округе!

В общем, книга вызвала во мне психологический дискомфорт: никаких пояснений, обрывки мыслей. Кажется, что слишком много несвязных сцен и деталей, слишком циничны герои романа.
Это Фолкнер. Не зря его творчество пользовалось популярностью у критиков, а не читателей - слишком сложно для обывателей.

5. Взгляни на дом свой, ангел

Томас Вулф, «Азбука-классика»

-5

Томас Вулф (1900-1938) - американский писатель, по праву причисляемый к плеяде крупнейших имен в американской прозе двадцатых-тридцатых годов XX столетия. Современники (в их числе Томас Манн) ставили Вулфа в один ряд с Хемингуэем, Фолкнером и Фицджеральдом, отдавая должное масштабности и дерзости его творческих амбиций.

Недаром Фолкнер провозгласил его самым ярким талантом поколения.
Признание пришло к Вулфу сразу после публикации в 1929 году первого романа - "Взгляни на дом свой, ангел". Это классический "роман взросления" и в то же время откровенно автобиографическая книга.

Рассказ о детских и юношеских годах Юджина Ганта из вымышленного южного городка Алтамонта вызвал бурю негодования на родине писателя, в Эшвилле (Южная Каролина), жители которого немедленно узнали "прототипы" и объявили роман пасквилем. Так книга, прославившая Вулфа, на долгие годы закрыла ему путь в родные места.