Приветствую Вас на своём канале, уважаемый читатель. Уже неоднократно было сказано о том, что в системно – деятельностном подходе ведущими педагогическими технологиями для работы на уроках и внеурочно, являются проектные и исследовательские технологии
И всё бы было замечательно, если бы каждый учитель до конца представлял себе, а как лично ему с такими технологиями работать непосредственно в рамках своего предмета. Глубочайшее противоречие здесь кроется в том, что именно две эти технологии рассматриваются в рамках ФГОС как обязательные, начиная с начальной школы, но сказать, что на сегодняшний день в каждой школе есть конкретные условия и правила использования проектной и учебно – исследовательской технологий одинаково для каждого учителя, мы ещё, вероятно не можем
Постараемся разобраться с этими и другими вопросами, связанными с проектными технологиями более подробно. В дальнейшем в своих материалах я буду разводить эти два направления, проектное и исследовательское. Не смотря на их схожесть во многих вещах процессы эти, тем не менее, разные. Что касается учебных исследований, здесь очень много зависит от того, какой предмет ведёт педагог и всегда в первую очередь везде отмечается, что в более выигрышном варианте здесь учителя, которые ведут предметы естественно – научного цикла
Исследованиями им можно заниматься почти на каждом уроке или внеурочном занятии. Что касается проектов, прежде всего это требование ФГОС, как в основной, так и в старшей школе. Ученик должен выполнить проект, либо групповой, если речь идёт об основной школе, либо индивидуальный, если это старшая школа. Это требование является обязательным для каждого ученика и считается, что комплексное оценивание учебного результата в виде УУД, проводится именно за подготовку индивидуального проекта. Так написано во ФГОС «Защита индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов учащихся»
В этой статье я буду рассматривать процессы, связанные с такими понятиями, как проектные технологии, проектная задача, учебный проект и др. Не смотря на широкое разнообразие видов проектов во ФГОС, в первую очередь речь идёт об ученических проектах, то есть, базирующихся на содержании, либо одного, либо нескольких учебных предметов. Напомню здесь ещё раз, что традиционная ЗУНовская образовательная модель не противоречит системно – деятельностному подходу. Сами слова, проект и исследование подразумевают новизну и творчество (4-й образовательный уровень). И если речь вести о реализации 3-х традиционных образовательных уровней: знаю, умею, владею, то об освоении учениками проектной и исследовательской деятельности, можно говорить лишь после того, как реализованы ЗУНы, в рамках традиционной образовательной модели
И вот здесь на первое место выплывает вопрос о том, как и когда начинать знакомить учеников с элементами проектной деятельности. ФГОС регламентирует нам делать это с начальной школы. В связи с этим сегодня многие учителя используют в своей педагогической практике такое понятие как проектная задача. Об этом написано достаточно много в разной литературе, но тем не менее, рассмотрим эти вещи более глубже, чем это принято в рамках учебно – воспитательного процесса. В учебном процессе начальной школы можно часто услышать о технологии решения проектных задач. Полностью согласны с теми педагогами, которые в рамках начальной школы именно так формулируют название педагогических технологий, связанных с проектной деятельностью. Начинать нужно именно с решений проектных задач. И оценка соответственно, на первый план будет выходить за степень сформированности у каждого ребёнка именно УУД, причём всех 4-х групп: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
Поскольку в младшей школе мы ещё не можем говорить о том, что дети смогут в полном объёме овладеть проектной деятельностью, то в связи с этим делается упор на решение проектной задачи. При этом в обязательном порядке необходимо использовать как можно больше терминологии из проектной деятельности в части методологического аппарата, таких как, цель, задачи, гипотеза, результат, план работы. Здесь педагог полностью формулирует эти элементы сам, поскольку младшие школьники пока не в состоянии самостоятельно выполнять подобные действия
Было бы идеально, если в каждой отдельно взятой школе такое понятие как методологический аппарат рассматривался бы единообразно на всех ступенях школы. Просто в начальной школе это было бы максимально упрощено, а по мере взросления детей, они бы всё больше и чаще сами начинали формулировать элементы методологического аппарата для своих проектов. Здесь ещё необходимо напомнить, что помимо проектов и исследований существует такое понятие, как исследовательский проект. Поскольку нет и никогда не будет совершенно единообразного методологического аппарата для всех и всегда, то такие вещи лучше самостоятельно принимать на уровне отдельно взятой школы, чтобы все, и педагоги и ученики говорили всегда на одном языке
В своей прошлой статье я уже приводила пример унифицированного методологического аппарата, но приведу его здесь ещё раз. Многие из этих элементов подойдут также и для решения проектных задач
МЕТОЛОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Название проекта
2. Актуальность работы
3. Противоречие, плавно перетекающее в проблему (должны быть всегда в связке)
4. ГИПОТЕЗА……..Предмет, Объект /если проект является исследовательским/
5. Цель
6. Задачи
7. Методы, средства и способы разработки проекта
8. Этапы реализации проекта с описанием сроков выполнения и предполагаемых результатов на каждом из этапов
9. Подведение итогов и представление конечных результатов в виде проекта/исследовательского проекта
Главным условием решения проектной задачи ребёнком должен быть конкретный реальный продукт. Это могут быть тексты, анализ заданной ситуации, простая схема, эскиз, макет и др. Задачи проектные могут быть, как чисто предметными, так и межпредметными. В этом месте необходимо отметить одну очень важную вещь, касающуюся абсолютно всех детей- школьников любого возраста. Ни для кого не секрет, что в основной и старшей школе далеко не все дети одинаково мотивированы на создание проектов. Очень часто и успешно это делают дети, которые хорошо мотивированы и не создают особых проблем с выполнением подобного рода работы.
Так вот если педагоги, каким либо образом пришли к выводу, что тот, или иной ученик не владеет способностью полностью самостоятельно выполнить проект, то в этом случае его необходимо загрузить индивидуальными проектными задачами. Причём желательно по многим предметам и касаемо, как урочной, так и внеурочной деятельности. Проанализировав в дальнейшем, с какими из них он справился лучше всего, можно выстроить для него задание по индивидуальному проекту, который «вырастает» из проектной задачи
Возможно, что таким образом можно решить проблему индивидуального проектирования для каждого ученика. Чем раньше дети начнут выполнять проектные задачи, тем выше будет их познавательный интерес. Очень важна здесь процедура самооценивания ребёнка. Такие элементы методологического аппарата, как название, актуальность, значимость работы, цель, задачи и конечный результат можно использовать при решении любой проектной задачи. На первых порах, конечно же понадобится помощь учителя, но затем дети сами превосходно справляются с этими заданиями
Как правило, в более старших классах понятие проектная задача упоминается всё реже. Но решение частных проектных задач есть очень действенный инструмент для слабо мотивированных детей. Здесь педагогам всегда нужно помнить о том, что проектная деятельность и овладение проектными технологиями это такой вид работы, которым можно заниматься всегда и везде, на уроках, дома, во время внеурочных занятий. Этим можно и нужно пользоваться для решения проблем, связанных с созданием индивидуальных ученических проектов. Но педагоги в школе должны использовать совершенно единообразные формулировки и подходы при работе с учениками, касаемо проектных задач и методологического аппарата проектных работ
Только в этом случае мы сможем говорить об успешной реализации проектных технологий. В своих дальнейших статьях я планирую об этом говорить более подробно и с конкретными примерами, как про проектные задачи, так и про ученические проекты, а также о путях обеспечения преемственности между ними. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ