Найти тему

Сценарное мастерство - Преподаватель. Деньги. Селекция.

Большая профессорская ставка в СССР давала стимул к занятости и художнику, и мастеру. Она, при существующих государственных стандартах образования, подразумевала, возможность преподавательской селекции, возможность для избранных преподавать и заниматься творчеством.
Сегодня во многих школах, включая ВГИК и ВКСР, преподаватели получают мало. На низкую ставку идут по разным мотивам. Есть и подвижники. Но о селекции не может быть и речи. Из-за подобного подхода в преподаватели попадает весьма много людей случайных.
ИП и законодательство облегчило создание частных сценарных мастерских. Селекция преподавателей сместилась из высших учебных заведений, больших школ, где преподаватель лишен какой-бы то ни было материальной заинтересованности, в частные мастерские. К сожалению, вместе с этой возможностью, желание заработать больше, толкает на упрощение подходов в образовании, набора неоправданно больших групп, исключение устных коллективных обсуждений работ из процесса обучения. Появился большой соблазн вместо обучения играть в него. Быстро. Энергично. С напором. Из-за подобного подхода многие сценарные курсы превращаются в банальный сбор средств в пользу устроителей.
Выполнение заданий, краткая (иногда только письменная) консультация мастера или его помощников, переписка в закрытой группе не вырабатывают один из важнейших навыков, который можно назвать
внутренним диалогом.  Без него сценарное образование весьма условно.
В итоге подавляющее большинство учеников остается со своим авторством над кипой исписанной никому не нужной бумаги и призрачной надеждой, что все когда-нибудь сложится. Не сложится. Следует конечно же понимать, что всем помочь нельзя. Но и спекулировать этим пониманием не стоит.
Еще одна беда – в институте частных мастерских нет общих оценочных подходов к подготовке преподавателя, обучению сценарному мастерству и его качеству. И на пустом месте легче всего возникают
химеры. Теория кинодраматургии и облегченные экспресс-методики, как способ обучения ремеслу, преподаватели некоторые из которых имеют опыт работы лишь над второсортными сериалами — от плодов подобного обучения потом очень сложно освободить.

Один известный сценарист и педагог написал: «У нас сейчас более 30 киношкол, в год они выпускают в пространство около тысячи человек…» И при этом другой известный продюсер говорит, что сценаристов у нас нет. Последнее мнение весьма спорно и конъюнктурно. Вот почему очень важно сформировать понимание качества сценарного обучения не только у мастера, режиссера, продюсера но и у абитуриента.

Основа качественного сценарного обучения не созданный в мастерской текст, а конкретные профессиональные и творческие навыки. Прежде чем принимать решение, попытайтесь разобраться, какие навыки вы можете получить, закончив ту или иную мастерскую.

Понимание качества рождает спрос. Спрос определяет четкие требования к мастеру и его подходам. В таком случае и преподавателям-бизнесменам придется подумать о своей репутации, учесть запросы продвинутого абитуриента не только на словах.