Найти тему
MAD TOSBY

«Будь благоразумным, и в будущем тебя ждёт счастье»

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В рос­сий­ский про­кат вы­ходит фильм, гре­мев­ший в Ита­лии ещё в де­каб­ре. Речь, ко­неч­но, о «Пи­нок­кио» Мат­тео Гар­ро­не, и пос­мотреть эту кар­ти­ну — это про­чувс­тво­вать сказ­ку Кар­ло Кол­ло­ди, по­черк Мат­тео Гар­ро­не и сущ­ность нас­то­ящей Ита­лии

Мас­тер Дже­пет­то (Ро­бер­то Бе­ниньи), мо­жет, и стар те­лом, но не ду­шой. Ис­пы­тывая серь­ёз­ные фи­нан­со­вые труд­ности, Дже­пет­то вы­нуж­ден пе­реби­вать­ся от за­каза к за­казу, а за­казы в его жиз­ни слу­ча­ют­ся сов­сем ред­ко. Стол­кнув­шись с бро­дячим цир­ком ку­кол, доб­рый и на­ив­ный Дже­пет­то вдруг по­нима­ет, что мо­жет сде­лать са­мую кра­сивую в ми­ре кук­лу, что­бы ез­дить с ней по ми­ру и без­бедно су­щес­тво­вать: это ли не от­вет на все его проб­ле­мы! Дже­пет­то бро­са­ет­ся к Виш­не (Па­оло Гра­ци­ози), у ко­торо­го как раз за­валя­лось од­но край­не не­обыч­ное по­лено, и так на­чина­ет­ся ис­то­рия о Пи­нок­кио (Фе­дери­ко И­ела­пи), сы­не Дже­пет­то, соз­данном из де­рева. Из-за сво­их строп­ти­вос­ти и до­вер­чи­вос­ти Пи­нок­кио умуд­ря­ет­ся по­пасть во мно­жес­тво хо­роших, пло­хих, а иног­да да­же шо­киру­ющих си­ту­аций, стал­ки­ва­ет­ся со зло­де­ями Ли­сом (Мас­си­мо Чек­ке­рини) и Ко­том (Рок­ко Пап­па­лео) и об­ре­та­ет сво­его единс­твен­но­го нас­то­яще­го дру­га Фею (Али­да Баль­да­ри Ка­лаб­рия/Ма­рина Вакт), но са­мое глав­ное — ста­новит­ся, прой­дя все ис­пы­тания и обер­нувшись те­лом и ду­шой к от­цу, нас­то­ящим маль­чи­ком.

«Прик­лю­чения Пи­нок­кио. Ис­то­рия де­ревян­ной кук­лы» — это, ко­неч­но же, не «Зо­лотой клю­чик, или прик­лю­чения Бу­рати­но», ко­торый бли­же и по­нят­нее нес­коль­ким по­коле­ни­ям на­ших со­оте­чес­твен­ни­ков — в том чис­ле бла­года­ря боль­шо­му ко­личес­тву эк­ра­низа­ций в СССР (а за­тем и Рос­сии). Вто­рое про­из­ве­дение яви­лось так на­зыва­емой «адап­та­ци­ей» и бы­ло соз­да­но Алек­се­ем Ни­кола­еви­чем Тол­стым по мо­тивам ори­гиналь­ной сказ­ки Кар­ло Кол­ло­ди, ил­люс­тра­тив­но за­фик­си­рован­ной Эн­ри­ко Мац­цанти (ос­тавляя за кад­ром воп­рос этич­ности по­доб­ных за­имс­тво­ваний, ска­жем, что те­ма эта в ли­тера­туре слож­но до­казу­емая и пло­дови­тая: Лай­мен Фрэнк Ба­ум и Алек­сандр Ме­ленть­евич Вол­ков, Хью Лоф­тинг и Кор­ней Ива­нович Чу­ков­ский, Пал­мер Кокс и Ни­колай Ни­кола­евич Но­сов, из не­дав­них вре­мён — Джо­ан­на Ро­улинг и Дмит­рий Емец).

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Фильм Мат­тео Гар­ро­не «Пи­нок­кио» (2019), ко­торый сен­са­ци­он­но про­каты­ва­ет­ся в Ита­лии ещё с де­каб­ря (от­кры­тие — поч­ти 3 млн дол­ла­ров), а не­дав­но был по­казан и на Бер­лин­ском ки­нофес­ти­вале в рам­ках прог­раммы Berlinale Special Gala, — это ска­зоч­ный сон из иной ре­аль­нос­ти, в ко­торую со­вер­шенно не­ожи­дан­но до­ведёт­ся пог­ру­зить­ся сов­ре­мен­но­му зри­телю. Кар­ти­на тон­ко ра­бота­ет с ат­мосфе­рой, соз­да­ва­емой ма­лень­ки­ми, но за­мет­ны­ми де­таля­ми: будь то не вы­ражен­ная сло­вами бед­ность мас­те­ра Дже­пет­то, про­иг­ранная за­рисов­кой с его же­лани­ем от­ре­мон­ти­ровать хоть что-то в трат­то­рии, что­бы до­быть нем­но­го де­нег, или доб­ро­та хо­зя­ина, так же с мас­ки­ров­кой ис­тинных на­мере­ний приг­ла­ша­юще­го мас­те­ра под­кре­пить­ся. Фильм мас­тер­ски прост и уди­витель­но сло­жен в од­но и то же вре­мя: не­об­хо­димая для ус­ва­ива­ния ин­форма­ция счи­тыва­ет­ся на всех пред­став­ленных уров­нях за ка­кие-то се­кун­ды. Да, вот он, Дже­пет­то, очень бед­ный, очень оди­нокий, но очень бла­город­ный и доб­рый кресть­янин-ра­ботя­га, он не бу­дет про­сить ми­лос­ты­ню, он всег­да бу­дет го­тов по­рабо­тать за свой ку­сок хле­ба. До­рогой зри­тель, раз­ве ты мо­жешь ему не сим­па­тизи­ровать!

Пи­нок­кио, ко­торо­го Дже­пет­то соз­да­ёт из вол­шебно­го по­лена, — это ска­зоч­ный ге­рой с тща­тель­но прос­то­ро­ен­ной тра­ек­то­ри­ей взрос­ле­ния. Это взрос­ле­ние воз­можно вследс­твие про­хож­де­ния Пи­нок­кио че­рез пре­пятс­твия, ко­торые не­об­хо­димы для пос­ти­жения по­нятий «пра­виль­ное/неп­ра­виль­ное». На­чина­ет Пи­нок­кио от­кро­вен­но пло­хо и сим­па­тии, в от­ли­чие от Дже­пет­то, в зри­теле не вы­зыва­ет. Да и о ка­кой сим­па­тии мо­жет ид­ти речь, ког­да ед­ва ли не са­мые пер­вые сло­ва наг­ло­го де­ревян­но­го маль­чиш­ки — о том, что он не хо­чет ни­кому под­чи­нять­ся (в ре­аль­нос­ти филь­ма под­чи­нять­ся ро­дите­лям/стар­шим — бес­пре­кос­ловно пра­виль­но, что важ­ное за­меча­ние), а с тру­дом до­бытый его от­цом бук­варь он раз­ме­нива­ет на мо­неты и раз­вле­чения. Пи­нок­кио не толь­ко са­мов­люблён, эго­ис­ти­чен и за­дирист, он ещё и глу­пец и ма­нипу­лятор, да­ром что в эк­ранной плос­кости он ре­бёнок. Так се­бе на­бор, са­ми по­нима­ете. Гар­ро­не на­чина­ет стро­ить свой вол­шебный мир на не са­мом мо­нолит­ном фун­да­мен­те, пре­зен­туя от­ри­цатель­но­го ге­роя, к ко­торо­му ис­пы­тыва­ешь лишь гнев­ли­вое от­вра­щение, а за­тем на­чина­ет с ним ка­чес­твен­но ра­ботать, — так, что пе­рема­нива­ет в ито­ге за­чаро­ван­но­го про­ис­хо­дящи­ми с ге­ро­ем из­ме­нени­ями зри­теля на свою сто­рону.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Есть, од­на­ко, важ­ные для упо­мина­ния мо­мен­ты. Во вре­мя прос­мотра филь­ма не­об­хо­димо дер­жать в го­лове две ве­щи: фильм этот ис­тинно италь­ян­ский (что нуж­но при­нять к све­дению) и при­над­ле­жит пе­ру и ка­мере ска­зоч­ни­ка (что нуж­но про­чувс­тво­вать). Из это­го вы­тека­ет и не­об­хо­димость пре­бывать в сос­то­янии пра­виль­но­го вос­при­ятия филь­ма: «Пи­нок­кио» — это сказ­ка, во всей сво­ей бе­зум­ной, по­рой не­веро­ят­но жес­то­кой, а по­рой и ду­шев­но на­ив­ной ска­зоч­ности ра­читель­но пе­рене­сён­ная на эк­ран.

Ска­жем об ис­конно италь­ян­ском стер­жне филь­ма чуть боль­ше. Ком­му­ника­ция меж­ду италь­ян­ца­ми силь­но от­ли­ча­ет­ся от ком­му­ника­ции меж­ду те­ми же ус­ловны­ми рус­ски­ми, что, ко­неч­но, не сек­рет. Здесь эта ком­му­ника­ция вы­веде­на в аб­со­лют: ге­рои всплес­ки­ва­ют ру­ками, на все ла­ды пов­то­ря­ют и так мно­го раз пов­то­рён­ное, тща­тель­но за­ботят­ся о том, что­бы со­бесед­ник зас­тре­вал, как в тря­сине, в тон­нах не­оди­нако­во по­дава­емой ин­форма­ции, оди­нако­вой по сво­ей су­ти, за­кан­чи­ва­ют друг за дру­га реп­ли­ки, а так­же бес­ко­неч­но ап­пе­лиру­ют к воп­ро­сам до­верия и ува­жения уров­ня «как же ты мо­жешь та­кое го­ворить, ког­да го­ворить та­кое ну ни­как не­воз­можно». От­личные то­му при­меры — сце­на с «рож­де­ни­ем» сы­на, ког­да не­пос­редс­твен­ный в сво­ём лу­чис­том счастье Дже­пет­то в но­чи вы­бега­ет во двор, что­бы де­лить­ся ра­дос­тной но­востью со все­ми сво­ими со­седя­ми (спят? прос­нутся!), или ше­дев­раль­но сос­тавлен­ные и ис­полнен­ные раз­го­воры Ли­са и Ко­та. Боль­шая зас­лу­га филь­ма для инос­тран­ной а­уди­тории в том, что он мо­жет очень хо­рошо пог­ру­зить в эту прек­расную сре­ду су­матош­ных италь­ян­цев — ра­зуме­ет­ся, в том слу­чае, ес­ли инос­тра­нец не бу­дет то­му пре­пятс­тво­вать, пы­та­ясь вос­при­нять фильм с точ­ки зре­ния уни­вер­саль­но по­дог­нанной под лю­бую а­уди­торию кар­ти­ны, ко­их по­дав­ля­ющее боль­шинс­тво. Это, к сло­ву, не пло­хо, прос­то ина­че.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Вто­рой важ­ный для пра­виль­но­го вос­при­ятия филь­ма мо­мент, уже упо­мяну­тый, — это ска­зоч­ность, ре­али­зован­ная по­рой нас­толь­ко гро­тес­кно — по срав­не­нию с тем, что при­выч­но для сов­ре­мен­но­го зри­тель­ско­го гла­за (мак­си­маль­ная прав­до­подоб­ность в отоб­ра­жении), — что мо­жет, пря­мо ска­зать, мно­гих оза­дачить. За неч­то по­доб­ное ру­гали не­дав­но вы­шед­ших «Ко­шек» (2019), ге­рои ко­торых бы­ли вос­при­няты частью пуб­ли­ки по­лукош­ка­ми-по­лулюдь­ми — не в са­мую по­ложи­тель­ную для филь­ма сто­рону. «Пи­нок­кио» ис­поль­зу­ет тот же кон­цепт «не­ре­аль­ной ре­аль­нос­ти», но воз­дей­ству­ет на зри­теля с по­мощью бо­лее чем од­но­го инс­тру­мен­та: да, эк­ранные пер­со­нажи толь­ко что выш­ли из-за ку­лис не са­мого дет­ско­го и не­обы­чай­но ав­тор­ско­го те­ат­ра, но те­атр, ко­торый они заб­ра­ли с со­бой, про­дол­жа­ет их ок­ру­жать, не пре­тен­дуя на ре­аль­ность, а в ито­ге ей и ста­новясь — в об­щей сти­лис­ти­ке, цве­товых ре­шени­ях, про­писан­ных реп­ли­ках, му­зыкаль­ном соп­ро­вож­де­нии (не­безыз­вес­тный Да­рио Ма­ри­анел­ли), ав­тор­ском, в кон­це кон­цов, ви­дении. Грим, ко­торый де­лал­ся ежед­невно ча­сами и ис­поль­зо­вал­ся для пе­реда­чи не­об­хо­димой ска­зоч­ности (иног­да — вмес­те с компь­ютер­ной гра­фикой), был соз­дан двук­ратным ла­уре­атом «Ос­ка­ра» Мар­ком Ку­лиром и стал от­ли­читель­ной осо­бен­ностью в соз­да­нии вол­шебно­го ми­ра. Фильм, ес­ли угод­но, впол­не мож­но вос­при­нять и как не­ожи­дан­но ожив­шую те­ат­раль­ную пос­та­нов­ку, ми­мохо­дом про­ходив­шую где-то не­пода­лёку и не­ожи­дан­но за­тянув­шую зри­теля в свою ма­гичес­кую плос­кость.

Имен­но по­это­му в филь­ме не сле­ду­ет ис­кать еди­нения в ло­гике по­вес­тво­вания (по­чему Свер­чок не мо­жет рас­ска­зать Джу­зеп­пе, где Пи­нок­кио? как мож­но жить внут­ри ры­бы и не уме­реть при этом?). Фильм — это ис­кусно соз­данная кос­тю­миро­ван­ная сказ­ка, сот­во­рён­ная из ожив­ших кар­тин, и фун­кци­они­ру­ет он по за­конам боль­ше ска­зоч­ным, чем филь­ми­чес­ким: ге­ро­ям раз­ре­шено быть не­даль­но­вид­ны­ми, глу­пыми и под­вержен­ны­ми ро­ку, со­быти­ям — при­водя­щими в ту­пик и прос­то­душ­но-кро­вожад­ны­ми, ис­пы­тани­ям — не­лепо-обес­ку­ражи­ва­ющи­ми, а иног­да и жут­ко­ваты­ми. Имен­но по­это­му у Гар­ро­не и по­луча­ют­ся нас­толь­ко ос­трые ал­ле­гори­чес­кие ха­рак­те­ры, ко­торым для рас­кры­тия хва­та­ет все­го лишь нес­коль­ких се­кунд, и нас­толь­ко бо­гатое прос­транс­тво, ра­бота­ющее на этих ге­ро­ев. Это очень бе­реж­но сот­во­рён­ная италь­ян­ская эк­ра­низа­ция ис­тинно италь­ян­ской сказ­ки: не­пос­редс­твен­ная, не за­бота­ща­яся о ре­ак­ции зри­телей, су­щес­тву­ющая в сво­ей ре­аль­нос­ти и ей же по­тому и ма­нящая. «Этим филь­мом я за­вер­шаю своё пу­тешес­твие по ми­ру ска­зок, ко­торое на­чал в «Страш­ных сказ­ках», — го­ворит ре­жис­сёр. А жаль. По­тому что ес­ли бы сказ­ки уме­ли го­ворить на язы­ке ки­нема­тог­ра­фа, они го­вори­ли бы филь­ма­ми Мат­тео Гар­ро­не.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга