Добрый день! И это еще одна публикация о культуре древнего Междуречья. Добрый день! И это еще одна публикация о культуре древнего Междуречья. Я уже рассказала краткую историю и зарождение письменности, не прошла мимо богов, остановилась на храмах, знаменитой Вавилонской башне, Висячих садах Семирамиды и достижениях науки. В этом тексте речь пойдет о потопе.
Известно, что жители Междуречья делили свою историю на два периода: до потопа и после него. Я не буду сейчас углубляться в вопрос было ли это локальное наводнение или глобальный подъем вод, а остановлюсь на тексте, в котором рассказывается о потопе.
«Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире и самое крупное произведение, написанное клинописью. Эпос создавался на аккадском языке на основании шумерских сказаний в XVIII—XVII вв. до н. э.
Гильгамеш - реальный правитель города Урука на рубеже XXVII - XVI вв. до н.э. По легенде, он на две трети бог.
У него есть волшебный барабан, дающий власть над людьми. Мужчин своего города он отправляет работать, а женщин - в свою спальню. Людям это, конечно, не нравится и они вопиют к богам.
Богиня-мать, услышав жалобы людей, создает дикого человека Энкиду. Гильгамеш желает с ним сразится и помериться силами, но никто не выходит победителем из поединка и соперники становятся друзьями. Однако, Энкиду скучно во дворце, и Гильгамеш придумывает развлечение: срубить священные кедры и убить чудище Хумбабу, которое их охраняет. Сказано - сделано.
Залюбовавшись статью и красотой героя, богиня Иштар хочет выйти за него замуж, но Гильгамеш ей отказывает. Обиженная богиня насылает на Урук небесного быка, однако друзья с ним справляются.
Но боги разгневались на Гильгамеша за священные кедры и в наказание насылают смерть на Энкиду. Герой отправляется к Утнапишти, бессмертному человеку, чтобы узнать как тот получил бессмертие. Утнапишти рассказал, что после того как боги создали людей, те расплодились по всей земле, стали шуметь и мешать небожителям. Энлиль предложил уничтожить человечество, а другие боги его поддержали.
Только Энке был против, но его заставили поклясться, что людям он ничего не расскажет.
Для того чтобы не нарушить клятву, пришел Энке к Утнапишти и заговорил со стеной, предупреждая хозяина о грядущем потопе и советуя построить корабль-коробку:
“Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как Океан, покрой его кровлей!»
Дождь бушевал несколько дней. Когда море успокоилось Утнапишти причалил к горе и трижды выпускал птиц, чтобы понять открылась суша или нет. Потом вышел на берег, запалил жертвенный костер и
“Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву”
Раскаялись в содеянном, а Энлиль даровал Утнапишти бессмертие.
Думаю Вы и сами заметили сходство этой истории с библейским рассказом про Ноя. Я добавлю только то, что она еще и старше по времени создания.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
В следующей публикации перейдем к культуре древнего Ирана.
Полную версию обзора о Месопотамии Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале: