Найти в Дзене
Каракули на полях

Дистанционное образование ПЛЮСИКИ И МИНУСИКИ

Оглавление
коллаж автора
коллаж автора

Развитие новых технологий и сети Интернет способствовало развитию такой технологии обучения как дистанционного образования. У многих возникает путаница. Существует очная форма, очно-заочная (вечерняя), заочная формы образования. Дистанционное образование это именно технология в образовательной деятельности, которая может применяться на всех трёх формах образования.

Я длительное время преподаю на очной форме и очно-заочной форме образования с использованием дистанционных технологий. А так же занимался много организационными моментами и хорошо погружён в тему. На практике при применении дистанционной технологии на всех трёх формах образования разница между ними только в учебных программах, сроках обучения и стоимости обучения в семестр. В принципе всё.

Дистанционная технология обучения имеет естественные присущие ей плюсы. В то же время не лишена и определённых минусов.

Плюсы очевидны:

• Обучение можно проходить в индивидуальном удобном для студента темпе. Скорость изучения учебного контента и выполнение практических заданий и тестов устанавливается для себя самим студентом в рамках семестра.
• В отличии от классических технологий обучение обычно на дистанционке проходит по модулям. Т.е., вы изучаете не несколько параллельно дисциплин сразу одновременно, а одну. Изучив контент, прослушав вебинары и выполнив задания вы сдаёте или зачёт или экзамен преподавателю дистанционно. Вы видите и слышите преподавателя, а он вас.
• Студент может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно спланировать время и продолжительность своих занятий. Это удобно.
Доступность обучения для любого человека, включая людей с ограниченными возможностями. Где бы вы не находились на земном шаре в настоящий момент и какой бы не был ваш часовом поясе, вы можете получить образование дистанционно в любом учебном заведении, поддерживающем данные технологии. Это весьма круто и даёт потрясающие возможности в сфере образования.
Скорость общения - довольно эффективная обратная связь между преподавателем и студентом. Преподаватель всегда доступен для связи через чат и/или внутренний форум, а так же по электронной почте, что удобно. Если обычного студента очника я могу проигнорировать как преподаватель в социальных сетях или электронной почте и без административных последствий для себя, то студенту на ДО ответить в течении хотя бы в течении недели это моя обязанность.
Выражена технологичность самого процесса образования - в процессе обучения используются самые новые информационные и телекоммуникационных технологии.
Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.
Очень удобно для работающих людей, особенно часто находящихся в разъездах и командировках.

Но существуют и очевидные минусы:

Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. Исчезает эмоциональная окрашенность свойственная личному общению при передаче знаний. Это, конечно, значительный минус. Всё таки, эмоциональная взаимосвязь ученика и педагога во время передачи знаний значительно способствует восприятию материала, вовлечение в тему предмета и мотивацию к обучению.
• Спектр индивидуально-психологических необходимых и существенных условий отсутствует при ДО. Для получения именно знаний на дистанционном образовании необходима постоянная жесткая самодисциплина. И результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента. Из моей практики у большинства студентов даже в зрелом возрасте есть проблемы со всем этим.
• Должен быть обеспечен качественный постоянный доступ к сайту с учебным контентом, современный компьютер/ноутбук и скоростной Интернет для вебинаров и видеоконтента.
• При дистанционке отсутствуют традиционные практические занятия с преподавателем и невозможно провести лабораторные работы, необходимые для качественного закрепления теории и приобретения необходимых компетенций.
• Наши российские студенты не могут обходится без регулярного контроля со стороны и отсутствие такого живого контроля на практике на ДО это скорее идёт в копилку минусов. Просто год от года вижу, что очень мало кому из студентов дистанционщиков удается самостоятельно перебороть свою лень.
• Обучающие электронные учебные программы и курсы не всегда высокого уровня и часто на практике не удовлетворяют современным требованиям, так как квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия часто находятся не на самом высоком уровне. И ДО это новое направление и реальных специалистов с опытом не много.
• В дистанционном образовании существует значительный перекос в обучении в пользу письменной формы в силу специфики технологии. Ежегодно я вижу, что для многих студентов отсутствие возможности излагать свои знания в устной форме при живом эмоциональном контакте с преподавателе часто влечет за собой снижение мотивации и некачественное усвоение знаний и + другие проблемы.
• При дистанционной технологии отсутствует такой важный элемент как социализация студента, так как обучение проходит вне коллектива. Не образуется социальных связей и не формируются социальные навыки. Если для зрелых взрослых студентов из корпоративных групп обучающихся у нас это не важно, то для молодых людей это выпадение целого пласта их жизни в становлении как личности. Практика показывает, что именно при очном обучении в университете формируются стойкие и продолжительные социальные связи, порой продолжающиеся всю жизнь.

В то же время применение дистанционных форм обучения как дополнительной составляющей в обучении обычных студентов очников ст очень эффективно. Так как значительная часть учебного времени обучение происходит в непосредственном контакте с преподавателем, то все вышеуказанные негативные пункты дистанционного обучения отсутствуют полностью. И наоборот, присутствие элементов дистанционного обучения в очном курсе заметно повышает эффективность обучения студентов, мотивирует студентов на учёбу. Так же, такой подход позволяет работать со студентами, которые работают и не могут посещать все занятия в институте (в это непростое время приходится закрывать глаза и идти на встречу работающим студентам очной формы). Значительно экономится время преподавателя на донесение той или иной учебной, организационной и прочей информации, появляются новые возможности использования интерактивной составляющей в процессе обучения.

фото автора
фото автора

В моём случае, обеспечивается постоянный контакт меня как преподавателя со студентами независимо от моего физического присутствия в институте, в том числе в выходные дни. Облегчается работа студентов и преподавателя по курсовым работам и работе над дипломными и квалификационными работами. Появляется возможность решения нестандартных учебных задач. Например, студентка 5го курса моя дипломница, проходила по гранту Президента России обучение в США, но находилась в постоянном контакте через интернет со мной и получала все необходимые консультации. Что позволило собрать информацию, написать диплом и закончить университет с красным дипломом.

В своей работе я за несколько лет использовал разные платформы, включая социальные сети. В настоящий момент я активно использую создание учебных виртуальных групп в сети Вконтакте для работы со студентами.