Ситуации на дороге бывают всякие. К сожалению, часто случаются и проколы. Момент этот неприятный, но не смертельный. Однако производители шин пытались наделить покрышки всевозможными дополнительными методами защиты от потери герметичности.
Немного истории
Инженеры компании Dunlop в 1973 году на боковину шины нанесли несколько дополнительных слоев резины. Технология формировала подушку между ободом и дорогой. После потери герметичности покрышки машина еще могла преодолеть некоторое расстояние.
Позже подобный способ построения шин стали использовать в автомобилях BMW. Тогда же и появилось само название RunFlat.
Сначала производители разрабатывали представленные шины исключительно для легкового транспорта. Несколько позже появились вариации для внедорожников. Первые устойчивые к проколам покрышки для джипов предложили в Pirelli.
Суть метода
Покрышки, построенные по указанному методу, отличаются жесткой боковиной. Дополнительные стальные элементы поддерживают шину, не позволяя ей слезть с обода при частичной или полной потере герметичности. Представленную технологию реализуют в разных компаниях.
Однако единой универсальной номенклатуры названий производители шин не разработали. Устойчивые к потере герметичности покрышки в разных компаниях называют по-разному. Водитель может увидеть следующие маркировки:
- Run Flat;
- RunFlat;
- ROF;
- RunOnFlat;
- Self-Supporting Runflat.
Все это создает некоторую дополнительную путаницу.
Преимущества
Главное преимущество — безопасность. Проколы на дороге больше не страшны. Однако на этом плюсы технологии заканчиваются. Недостатков же у подобных шин существенно больше.
Минусы
Теперь наступил черед разобраться с недостатками указанной технологии. На самом деле их очень много. Главные минусы можно представить в виде следующего списка:
- цена
- комфорт
- низкий ресурс
- плохая управляемость
- доступность сервиса
Недостатки серьезные. Каждый пример из списка может отпугнуть водителя от покупки представленной модели покрышек.
Цена
Шины, изготовленные по этой технологии, изначально устанавливают на автомобили премиального класса. В базе они появляются все чаще и чаще. Однако сами покрышки RunFlat покупают значительно реже. Эти шины дороже обычных примерно на 30%. Конечно, многим автолюбителям такие суммы не кажутся излишне большими, но некоторых отпугнуть от покупки все-таки могут.
Существует и другой недостаток, опосредованно связанный с денежными тратами. Усиление боковины в этих шинах реализуется за счет стали. Естественно, это приводит к увеличению массы шины. С ростом веса автомобиля возрастает и расход топлива на 100 км. Абсолютные цифры незначительные, но итоговые расходы на владение машиной в годовом исчислении вырастут существенно.
Комфорт
Самый главный недостаток представленной технологии — низкий уровень комфорта от езды. Жесткая боковина передает все ударные нагрузки непосредственно на стойки авто и в салон машины. Тряска обеспечена.
Для регионов с хорошим асфальтовым покрытием представленный недостаток указанной технологии не страшен. Вот только таких регионов в России мало. В большинстве случаев асфальт даже в крупных городах остается в крайне плачевном состоянии. Дополнительная жесткость шин только усиливает общий негативный эффект.
Низкий ресурс
Здесь проблемы связаны прежде всего с ресурсом шины после прокола. На разгерметизированных покрышках RunFlat можно проехать только 80-100 км. При этом желательно не разгоняться более 80 км/ч. В реальности подобных значений недостаточно. Если прокол произошел где-нибудь в городе, то особых проблем с обращением на станцию шиномонтажа возникнуть не должно. Трудности начнутся вдали от цивилизации. Запаски, как правило, владельцы авто с шинами RunFlat не покупают. Вот только что делать, если ближайший сервис находится в 500-600 км от места прокола, непонятно.
Из-за низкого ресурса хода возникает парадоксальная ситуация. Шины с этой технологией лучше использовать в городской среде. Однако в мегаполисах и так не составит никакого труда получить помощь. Покрышки RunFlat дискредитируют сами себя. Вместо удобства и комфорта, они создают лишь дополнительную проблему.
Плохая управляемость
Представленный недостаток не является основным, но не рассказать о нем просто невозможно. Авто в таких покрышках не столь чётко и уверенно реагирует на команды рулевого управления.
Водители часто жалуются на некоторую заторможенность реакции. При совершении резких маневров автомобиль может уходить в заносы. Фактор исключительно субъективный.
Доступность сервиса
Для ремонта шин RunFlat необходимо специальное оборудование. На большинстве обычных сервисов его банально нет. После прокола колеса водителю придется обращаться в специализированный центр. Однако таких мастерских мало даже в крупных городах. О небольших населенных пунктах и речи не идет.
В обычных шиномонтажках водителю в лучшем случае предложат снять шину с колеса и поставить запаску.
Что в итоге?
За Run Flat будущее. Эта технология будет развиваться и использоваться все чаще и чаще. Однако в ближайшие 5-10 лет с качеством сервиса никаких изменений явно не ожидается. В Европе такие покрышки ставят часто, у нас же их бум пока не наступил, да и наступит не скоро.
На самом деле водителям из России и СНГ покупать шины RunFlat не следует. Проблемы с сервисом вынуждают ездить с запаской. Из-за них нивелируется главное достоинство представленной технологии. Практических плюсов от указанного вида шин у нас пока получить не удастся.
Развитие
Некоторые производители покрышек решили пересмотреть указанную технологию и несколько ее изменить. Вместо усиленной боковины, начали использовать совершенно другие методы борьбы с потерей герметичности.
Например, компании сейчас часто ставят внутрь покрышки дополнительный резиновый плотный обод. Именно он выполняет основную несущую функцию после того, как шина потеряет герметичность.
Некоторые бренды выпустили покрышки с герметиком. Под верхним слоем резины у них располагается специальный полимерный состав. Он попадает к месту прокола и полимеризуется. В итоге удается сохранить герметичность и продолжить движение.
Представленные варианты развития технологии могут стать достойной альтернативой жесткой боковине. Однако пока они используются очень редко.