Поступив после школы в привилегированное военное училище, я только теоретически знал про неуставные взаимоотношения. «Явление это иногда, кое-где бывает, но оно не присуще нашим Вооруженным силам»- так нас учили.
Первый раз я познакомился с этими взаимоотношениями через своего товарища. В начале третьего курса училища мой друг Володя З. решил прекратить учёбу. Он долго старался, чтобы его отчислили. Получилось. Володю сослали в войска, куда-то на Север. Через год он уволился. В солдатской шинели заехал к нам. Мы организовали небольшую, как сейчас говорят, поляну.
Немного выпив, Володя стал рассказывать про войска. Со слезами на глазах он поведал, как отбивался, чтобы его не записали в «молодые», как тяжко вообще молодым солдатам. Рассказывал, насколько бесчеловечные отношения были в его части. Он умолял нас, чтобы мы все силы приложили к искоренению этого явления.
В моей борьбы с неуставными взаимоотношениями было несколько периодов. Первый период- это служба в отдельной роте.
Итак, отдельная рота. Сложнейшие климатические условия- высокогорье. Рота несет боевое дежурство и параллельно строится. На 120 километров кругом только чабаны и пограничники. Командир –киргиз, хороший человек, но что твориться в роте ему наплевать. В роте проводился эксперимент-менять призыв через год. Из 50 человек личного состава 25 человек были дембеля, согнанные на строительство помещений роты. Пять солдат следующего призыва и молодняк. Не пожелал бы я никому быть молодым солдатом в такой ситуации . Сдерживало дедов только одно. Им было объявлено, что «самые , самые» пять дембелей останутся до Нового года, среди молодежи. Так и получилось. Эту «пятерку» я отвозил на дембель под Новый год, сильно побитых.
После этого над ротой «сошлись звезды». Пришел новый командир-Геннадий Буйницкий. Он отладил боевое дежурство, внутреннюю службу, быт, питание солдат. Стало четко исполняться боевое расписание, в котором конечно учитывался и срок служб, и национальность. Я ему помогал, как мог.
Из молодых солдат выделился лидер – сержант Гриша Айвазов, он стал завхозом роты. Пришел фельдшер- сержант Нуриддин Гаджиев, взрослый мужик, который стал старшиной. Ребята были справедливые , моральный климат стал на высоте. В роте исчезли «чмошники» -так в войсках называют солдат переставших следить за своим состоянием и внешним видом .
Командир ушел на повышение, система продолжала работать. Деды попытались организовать себе особые условия. Но получили отпор( расскажу отдельно). Условия жизни и службы были хорошими. Сам я осведомителей не имел, но надзиравшие за ротой представители КГБ замечаний по вопросу взаимоотношений не делали.
Другие публикации канала. Три пакета . Боевой путь трижды медаленосного.
Чудесный способ избавления от курения без мучений с получением от сигарет удовольствия - научу.
Простой и комфортный выход на свободу.