Найти тему

Выжить в (из) школы: советы для молодого учителя

Мои родные и знакомые были в шоке, когда узнали о моей новой работе. Тогда они даже делали прогнозы, сколько я продержусь в школе: кто-то не давал времени и до нового года, а другие обещали карьерный рост до завуча и директора.

Как бы то ни было, я с трудом пережила почти 3 четверти, и наконец выработала свою простую систему. Дойди я до этого раньше, у меня бы не было истерик в середине года и обещаний уволиться.

Совет 1. В первую очередь думайте о себе

Да, это эгоистично. Но подумайте: вспомнят ли о вашем самопожертвовании ученики, когда выпустятся из школы? Да хорошо, если они ваше имя не забудут сразу после получения аттестата.

Не перерабатывайте, умейте говорить "нет" особо назойливым ученикам, которые в вашу обеденную перемену хотят обсудить очень интересный вопрос (например, почему сегодня в столовой у яблочного сока был огуречный вкус - один мальчик на полном серьезе пытался развести со мной дискуссию). Я стараюсь каждую перемену закрывать класс: во-первых, проветриваю, во-вторых, отдыхаю от шума и перекусываю. И пусть ломятся, дверь выдержит все. А вот учительская психика и желудок - вряд ли.

Совет 2. Делегируйте часть работы на учеников

Меня часто отправляют на семинары для молодых учителей. Там такие же зеленые педагоги, как я, делятся своими проблемами, а опытные коллеги помогают нам их решить. Один из советов, которые нам дали - делегируйте обязанности, если есть возможность. Например, вместо того, чтобы устраивать нудный опрос по учебнику, можно предложить ребятам придумать вопросы по параграфу и задать их любому из класса. И детям интересно чувствовать себя учителем, и оценок за урок может быть в 2 раза больше.

-2

Еще один вариант - тесты с взаимной проверкой. Однако ребята очень любят хитрить и вписывать ответы уже после оглашения правильных вариантов. Я сразу оговариваю, что пишем ответы ручкой, проверяем карандашом, а исправления я засчитываю как ошибку.

Совет 3. Не бойтесь просить помощи

Первые несколько недель я ходила по школе, как загнанная мышь. Мне было неловко просить помощи коллег (вдруг подумают, что я некомпетентна? Хотя у меня нет специального пед.образования, поэтому мне действительно бывает тяжело), а некоторых классных руководителей я боялась не меньше их подопечных.

-3

Со временем (после дня учителя) страх прошел, я периодически подхожу к другим учителям за советом, спрашиваю про конкретных учеников (а вдруг Петя Сидоров - гениальный математик, физик, филолог, но у него просто душа не лежит к биологии? А нет, он заядлый троечник со 2 класса), иногда прошу прийти на урок и рассадить ребят. Некоторые коллеги периодически подходят сами, спрашивают как дела и помогают добрым словом.

Совет 4. Не бойтесь ошибаться, вы не робот

Первое время у меня был страх: сейчас у меня что-нибудь спросят, а я не смогу ответить, а кто-нибудь из класса будет знать правильный ответ, и меня засмеют. Разумеется, вопросы не по основной части урока, а различные дополнения. И такие вопросы действительно были, они вызывали ступор, покраснение, потные ладони и неловкость.

-4

Сейчас мне стало немного легче. Так как я преподаю биологию, часто слышу вопросы вроде "А сколько живет это животное", "Как называется растение, которое я видел в лесу 3 года назад" и "Кто бы победил в бою: динозавр или человек" (и я не шучу, один мальчик каждый урок задает по 10-15 подобных вопросов, его фантазии можно только позавидовать). Раньше пыталась ответить наугад, сейчас обрубаю такие вопросы ответами вроде "Я не энциклопедия, но могу узнать, если тебе действительно интересно, и рассказать об этом на следующем уроке" или "Вопрос интересный, ты запиши его, и еще предыдущие 10, а на перемене подойдешь, и мы обсудим". В первом случае дети часто забывают о вопросе еще до звонка, во втором - у них отпадает желание терять драгоценную перемену.

Еще одна категория учеников - ЕГЭшники. Они оказались настолько преданы своему предыдущему учителю, что меня вообще не воспринимают. И вот я провожу с ними занятия по подготовке (хотя не должна), рассказываю, например, о пищеварительной системе, тут меня прерывают и начинают спрашивать о нервной системе. У меня сразу ступор, потому что к этой теме я пока не готовилась, мне тяжело вспомнить сразу правильный ответ. Раньше ребята обменивались взглядами вроде "Ну все с ней ясно, взяли ни пойми кого...", сейчас я отвечаю, что не будем мешать все в одну кучу, обсудим эту проблему, когда доберемся до этой темы.

Совет 5. Не бойтесь пользоваться готовыми материалами

Первое время очень тяжело: приходится часами готовиться к урокам, особенно если в один день несколько разных тем, делать презентации и все такое. Но в интернете благодаря нашим коллегам есть презентации и конспекты уроков практически по всем темам. Это не плагиат, если есть в свободном доступе. Сначала я была полна энтузиазма и собиралась делать каждую презентацию лично, но через пару дней это желание пропало.

Со временем у вас накопятся собственные методические наработки, а пока не стесняйтесь пользоваться готовым.

Делитесь своим опытом в комментариях - буду рада советом как от опытных педагогов, так и от молодых специалистов.