Глава 7.
– Мы можем стать союзниками. России нужен наставник в лице Европы, – почти доброжелательный тон части мнений всё больше заполнял пространство кулуарных разговоров Бахметова. – Самим вам тяжело будет выползти из ямы катастроф. Слишком всё в мире наросло. Вы и сюда приехали за авторитетным вердиктом. Обокрали вашу фирму? Но Россию, вообще, легко обворовывать. Там живёт беспечное население с не рационализмом в головах. Здесь, вроде бы, всем всё понятно – рождён человек, любой человек Земли, чтобы тащить под себя – в дом, в дом. Нужно это ему или не нужно – тащит и тащит. Обычное дело. Животный инстинкт. У вас же поползновения на справедливость, какую-то красоту гармонии и прочие тайны. Может, и поползновения важны – но не ранее того момента, пока не натащил всего в дом. Дальше можно порассуждать – без фигур речи за бокалом вина, – и о справедливости, и о гармонии. Делать всё нужно именно в этой последовательности. Чего тут неясного? Зачем себя противопоставлять природе? Все эти разговоры о вселенских справедливостях есть ничто не более, как прикрытие собственных комплексов ущербности. Справедливость должна быть не в отвлечённых рассуждениях, а в законе о предпринимательстве. Лежат под ногами твоими несметные богатства – бери их, прояви волю. Ты ведь человек! Но скажи об этом большинству ваших – в лучшем случае, в ответ услышишь что-нибудь об общем, что все под Богом ходим и прочую галиматью. Слабость характера прикрывается якобы силой духа. А что такое дух? Он – субстанция давно не коллективная, а личная. Времена Вагнеров прошли, и под себя здесь тащат почти все: местные – по закону, – пришельцы – чтобы выжить. И у вас немало кто тащит. Вы, вообще, страну свою на десять лет отдали тащущим – своим и нашим, – и как страусы голову в землю свою прятали – мы, мол, живём небесными смыслами. И это называется силой духа?
– Россия нам сильно задолжала, – по разным углам не сдерживали раздражения и даже истеричной злости слишком многие голоса. – Всему миру задолжала. Спит и видит, как влезть во все углы. Проспали мы Россию, и не раз проспали; а всегда нужно было указывать её место в истории. Успела прибрать половину Земли в эпоху наших смут; и кичится тем, что триста лет не лезет ни к кому в дом. Но раньше-то русские лезли! Сидели бы в своей Московии, но нет – доползли до Польши, Орды и Азова. Зачем им столько? Не успевают понять, сколько у них всего. И на всё – обоснования: то им – к морю, то все к ним просятся под крылья защит. От России – вечная головная боль. И как здесь можно жить спокойно, когда рядом сидит такой колосс? Как забыть, что они литовцев и поляков держали как подданных целые века? Не гвардейцев Наполеона, которых гусары загнали аж в Париж, но простили; не немцев, которых русские ещё недавно просто размазали, но простили; а именно эти народы с таким же великим прошлым. Россия не видела этого прошлого? Может, она пыталась кого-то унизить за прежние обиды своих смут? Хоть всегда говорит, что не помнит зла. Конечно, сейчас она в белом платье всех зовёт к миру. Но с ней всем нам нужно держать ухо востро; а то ещё и в Евросоюз решит вступить – не приведи Господи, – понятно, чтобы переделать его под себя и под свой "мир во всём мире". Варвары, которые никогда не относились к европейской цивилизации, используют сейчас наши институты, чтобы решить свои вопросы. Настоящий троянский конь Европы!
– У России должен быть ориентир – без него не добиться цели. Выиграла у Европы войну, а где результат победы? О победе судят по результату качества борьбы. Работать на победу нужно каждый день, а не делать рывки. Нецивилизованным обществам это понять трудно, – напор согласованных позиций прижимал Бахметова в угол защиты. – Здесь осознали поражение, поработали полста лет – и создали рай на Земле. Вообще, высшее, что можно было создать! Евросоюз – венец всех устремлений человечества. Сотни прав любому, минимум обязанностей – живи, как хочешь; но не переходи дорогу другим. Сытость, свободы, справедливость в законе, отсутствие смертной казни. И все завоевания были подготовлены логикой развития самой передовой культуры. По крайней мере, последних семидесяти лет. Вот чему вам стоило бы поучиться. Кто оспорит факт, что всё, за что боролось человечество – все мечты мира – реализовалось в Евросоюзе? Иначе, чего вы все сюда едете? В учебники всех стран мира нужно вписать золотые буквы о победах коллективного разума Европы в эпоху развития демократических свобод. Здесь есть чем гордиться. В период того самого усложнения мира лишь мы одни оказались в состоянии соответствовать вызовам времени – ну, и те, кто следует за нами.
АЛЕКСАНДР АЛАКШИН. БРЮССЕЛЬСКИЙ СЧЁТ. СПб., 2016. С. 39–41.
"БРЮССЕЛЬСКИЙ СЧЁТ" – ПРОДОЛЖЕНИЕ "ПЕТЕРБУРГСКОГО РОМАНА" И "МОСКОВСКОГО РОМАНА".