Найти в Дзене
Наша Психология

«Зачем дедушка так страшно на меня кричит?»

Оглавление

В кабинете психолога сидит пожилая женщина и рассказывает о том, как трудно ее маленькой внучке общаться с родным дедом: «Моей внучке 6 лет, а моему мужу (ее дедушке) уже 80. Они друг друга любят, но вот в общении каждый раз возникает одна и та же проблема. Внучка очень неусидчивая, легко отвлекается. А дед вспыльчивый, чуть что идет не так – он ругаться начинает.

Например, сидят они вместе, в книжке-раскраске рисуют. Какие-то звуки на улице привлекают внимание девочки, она бросает рисовать и смотрит в окно. Дед на нее громко кричать начинает: «Куда ты ушла? Почему до конца картинку не закрасила?!». Слышит дед не очень хорошо и все время громко разговаривает. А когда кричать начинает, так совсем страшно получается.

Я тогда сразу с кухни прибегаю, на деда шикаю: «А ну перестань кричать!». Иногда внучка плакать начинает: «Зачем дедушка так страшно на меня кричит?!». Так я ее утешаю. Боюсь, что от такого общения с дедом у ребенка психологическая травма образуется. Что делать – не понимаю! Вроде и внучка к деду в гости просится, и он ее любит, но слишком часто все слезами заканчивается...».

Совет психолога

Уверен, что риск получить психотравму в подобной ситуации минимален. Дед любит свою внучку, и у него нет сознательной агрессии, направленной на то, чтобы как-то обидеть, унизить или запугать ребенка.

Его негативные реплики направлены на конкретные действия ребенка, но не затрагивают личностные характеристики. Например, можно сказать «не вертись!» (конкретное действие), а можно сказать «ты невнимательная / глупая / растяпа!» (личностные характеристики). Навешивание негативных ярлыков (как во втором примере) может быть травматичным, но дедушка с внучкой так точно не разговаривает.

У деда есть проблемы с эмоциональным самоконтролем, но переучивать человека в таком возрасте уже поздно. Вряд ли можно глуховатого дедушку научить говорить потише (хотя, возможно, проблема решается с помощью хорошего слухового аппарата). С другой стороны, создавать для ребенка «тепличные условия», где все окружающие только улыбаются и разговаривают вежливо и тихо – тоже неправильно. В реальной жизни люди и кричат, и ругаются, причем далеко не всегда это проявление злости.

Если изолировать ребенка от крика невозможно, то нужно научить его правильно воспринимать ситуацию и правильно реагировать на нее. И тут крайне важно, какой именно пример подает ребенку сама бабушка. Если она испуганно набрасывается на деда и пытается заткнуть его, то именно такой образец поведения усвоит и ребенок: «Если кто-то кричит, то надо пугаться и набрасываться в ответ». Поэтому лучше реагировать спокойно, можно с юмором.

Если внучка расплакалась, разумеется, нужно сначала ее успокоить и пожалеть. Но потом обязательно объяснить ей, что дедушка «страшно кричит» не из-за нее, а потому что в принципе плохо слышит. Также можно сказать, что дедушке не нравится, когда дела остаются незавершенными (например, картинка до конца не закрашена), что он из-за этого расстраивается. И далее можно помочь ребенку придумать решение: «Что мы с тобой сделаем: скажем дедушке, чтобы не расстраивался? дорисуем картинку? сделаем это прямо сейчас или потом, когда будет подходящее настроение?»

В качестве резюме

Заметим, что в сильных эмоциональных реакциях взрослых нет ничего травматичного для ребенка, если:

  • а) негативные эмоции не направлены на ребенка;
  • б) другие взрослые не демонстрируют негативную ответную реакцию;
  • в) у ребенка есть разумное (позитивное или хотя бы нейтральное) понимание ситуации;
  • г) ребенок знает, как правильно вести себя в данной ситуации, что нужно сделать, чтобы разрядить ее.

Автор: Сергей Калинин, психолог, бизнес-тренер, бизнес-консультант