В учебнике по пчеловодству вычитал, что у Карпатской пчелы хоботок длиннее и пчелы намного продуктивней чем Среднерусские, и на следующий год было решено купить по весне Карпатских маток.
В Липецке нашел пчела-питомник с чистопородными Карпатскими матками (через лет пять они переехали в Закарпатье – Золотой ключ со всей пасекой). После заказа пять маток – они пришли ровно через три дня на почту наложенным платежом, на почте при выдаче мне посылки все были очень удивлены, что по почте пересылают пчел. Получив посылку я сразу помчался домой готовить улья для отводков.
Матки были в маленьких коробочках заклеенных пленкой, и в месте с ними сидели по шесть пчелинок кормилец. Если плодная матка не откладывает яйца пять дней – она на половину скидывает яйцекладку, через десять дней – матка становится почти бесплодной. На то время мы с супругой переехали в другой уже собственный дом в конце той же улице, там у нас уже были соседи с двух сторон и Карпатку так как она миролюбивая я решил поставить уже на территории другого дома. Носился как ошпаренный, переносил улья, делал подставки, начало мая тогда было прохладное и я боялся, что заморожу расплод при переноске и пересадки. Из каждой из пять семей в 12 рамочных Даданах я отобрал по 4 рамки с расплодом и пчелами проследив что бы не перенести матку, перенес и посадил их в новые улья, через три часа под холстик подсунул клеточки с Карпатками с одной стороны заклеенные вощиной. На следующий день я посмотрел клеточки, три матки были выпущены из клеток, две сидели в клетках, а пчелы пищали зовя их к себе в гнездо, я раскрыл вощину и положил клеточки обратно подумав – замочат так замочат. Днем ходил наблюдал за летками, не вынесут ли маток, к вечеру еще раз посмотрел маток в клеточках не было.
Через пять дней решил проверить маток уже в гнезде, во всех ульях я сразу заметил маток (на спинке у всех были метки), они уже такие толстенькие важно ползали по сотам не обращая, на меня внимание. В 12 рамочном гнезде у меня были только четыре рамки с сотами, все остальное вощина. Через две недели решил посмотреть что они там делают, заглянул в один улей – все отстроено и почти все в расплоде, в другом та же ситуация, во всех пяти ульях все было отстроено и я подставил им магазины, пусть строят дальше вощину. Прошло еще пару недель, решил заглянуть еще разок – может на половину отстроили, открываю холстик и просто обалдеваю – все отстроено, заношено мёдом и запечатано, и так во всех пяти ульях.
Я сразу мёд снял, и поставил опять вощину по магазину (тогда у меня достаточного запаса суши не было). На это раз я решил посмотреть через недельку, открываю холстик – опять все отстроено и заношено и уже начали запечатывать, что говорить про наших местных пчел – они только еще по полмагазина занесли на тот момент. Карпатским я сразу поставил в разрез (под полный магазин, пустой) еще по магазину.
За сезон Карпатка показала себя просто превосходно, все как по книжке было – с семьи по 3,5 – 4 ведра меда, каждая отстроила по четыре магазина и по восемь рамок гнездовых. С наших местных я взял в половину меньше, решено было заменить пчел, на следующий год.
В этом сезоне у меня уже было 30 семей, куча недовольных соседей, частая ругань, что не выйти на картошку. Я пообещал всем что перевезу в другую деревню к своей бабуле, там в деревне шесть домов жилых и расположены на большом удалении друг от друга и мешать они уже там никому не будут, а здесь действительно я переборщил, в деревне сто домов и народу тьма.
Как я перевозил пчел и о энергополях земли - далее.