Найти тему

Тенденции развития образования в России в условиях глобализации

Оглавление

Общество развивается с поразительной скоростью. Создаются новые технологии, о которых век назад люди могли только мечтать. Совершенствуются виды производства, на многих опасных профессиях человека уже сейчас способен заменить робот. Это несомненные достижения всего человечества, но у этих достижений есть и обратная сторона медали – глобальные проблемы, которые ставят человечество на грань вымирания, в случае их нерешения. Именно поэтому проблема образования будущего в условиях глобализации является очень актуальной.

Цель работы: разработать рекомендации по реформированию нынешней системы образования, чтобы она была способна воспитать «свежие умы», главной задачей которых будет разработка способов решения глобальных проблем.

Понятие, сущность глобализации и её последствия

Глобализация — это процесс усиление связей и взаимозависимостей между странами, проявляющаяся в экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Именно она позволяет странам, которые не имеют возможности производить какие-либо блага, получать их из других стран. Глобализация способствует развитию международных отношений между странами.

Однако глобализация носит противоречивый характер. Она является главным фактором обострения глобальных проблем человечества и глобальных вызовов. Ответом человечества на это было создание такой науки как глобалистики, главной задачей которой был поиск путей решения этих проблем. К сожалению, нынешнее поколение людей, которое пытается создавать законы, направленные, в частности, на защиту окружающей среды от пагубного воздействия человека, не видит истинного пути решения этих проблем и допускает массу ошибок, которые, в конечном счете, не помогают решить проблему, а, наоборот, только усугубляют её. Миру нужны «свежие умы», воспитанные по новым методикам обучения, которые реально способны решить многочисленные проблемы. Именно из-за нехватки новых кадров человечество не способно на данном этапе решить глобальные проблемы, вызванные всемирным технологическим прогрессом.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать логичный вывод, что мир нуждается в новых кадрах, в новой системе образования, которая сможет вырастит те самые «свежие умы», которые не допустят вымирание человечества.

Определение глобализации образования и проблемы её реализации.

Глобализация образования – это закрепление на законодательном мировом уровне и введение в школах мира определенных дисциплин, объясняющих ученикам суть глобальных проблем, возможные пути их решения и предоставления ученикам широкой возможности коммуникации между собой и преподавателем, чтобы дать ученикам понимание, каким образом можно вырабатывать пути решения проблем. Учебная программа по таким дисциплинам должна составляться международными организациями, которая сможет дать человеку необходимые знания, которые помогут найти и предложить мировому сообществу эффективные способы решения глобальных проблемы человечества.

Однако главная проблема образования заключается в том, что оно связано не с мировым сообществом, а конкретно с государством, что существенно препятствует развитию глобального образования и внедрению нового в процесс обучение. Так, например, страны, которые частично закрыты от глобализации в силу некоторых причин (например, КНДР) не смогут внедрять новые учебные программы и предметы, которые могли бы развивать в человеке представление о глобализации и о реальных проблемах всего мира, а не конкретной страны. Более того, даже суверенитет государства ограничивает глобализацию образования, потому что, по сути, государство теряет некую образовательную независимость и внедряет новые предметы и методики обучения по примеру стран-инициаторов. Также стоит отметить, что результатом внедрения новых методик образования и предметов, связанных с проблемами мирового сообщества, которые направленны не на государственное образование, а на мировое, станет причиной формирования у молодежи космополитического мировоззрения, делающие их, скорее, “гражданами мира”, чем собственной страны. Этому объективно способствует расширение мировых связей в рамках образования, развитие программ международного обмена студентами и заграничных стажировок. Такие вещи как глобальный рынок образования, информатизация образования, слияние общественных и образовательных систем, интеграция, стандартизация образовательных программ – словом, те самые тенденции образования в условиях глобализации, к которым мы должны повсеместно прийти. По нашему мнению, одна из важнейший вещей, к которым человечество обязательно должно в скором времени прийти – это создание универсального языка науки. Так как все научные труды написаны на разных языках, при переводе может теряться смысл, да и это дополнительное время, которое всегда куда-то спешит. При переходе на новый, универсальный для всех ученых язык, им станет намного легче ориентироваться в измерении науки. Все станет просто и доступно. Не нужно будет тратить время на перевод, ученые из разных стран смогут свободно контактировать между собой без всяких языковых ограничений, что несомненно повысит производительность современной науки и выведет ее на качественно новый уровень.

Основные пункты, которые являются важной составляющей всей глобализации образования в целом:

1. Переход образования с государственного уровня на мировой. То есть государствам в условиях глобализации требуется учитывать методики образования зарубежных стран, а также внедрять и предлагать свои уникальные методики обучения.

2. Разработка новых, мировых методик обучения и новых предметов, посвященных глобальным проблемам. Например, введение такого предмета, как геополитика и глобалистика в школьные программы, чтобы у учеников со школьных лет сложилось базовое представление о глобальных проблемах современности и о глобализации в целом, что в перспективе позволит им самим придумать решение некоторых проблем, либо углубленно заняться их изучением в более взрослом возрасте.

3. Введение на законодательном уровне определенного мирового межгосударственного стандарта образования, который будет меняться в зависимости от практичности разработанных программ образования и, следовательно, его принятием большинством стран. То есть стандарт образования у стран должен быть полностью ориентирован на этот межгосударственный стандарт с отличиями, которые касаются лишь культурных аспектов образования в стране.

4. Разработка и внедрение универсального языка науки.

5. Создание глобального рынка образования путём популяризации программ по обмену студентами и школьниками по всему миру, дабы усиливать межнациональную связь между ними и, как итог, улучшить отношения между представителями разных стран как в сфере образования, так и в других сферах жизни общества.

6. Информатизация образования. Необходимо внедрение информационных технологий в процесс образования, которые позволяют обучающимся без ограничений пользоваться полезными онлайн-ресурсами, а не просто напечатанными по стандартам учебниками.

Тенденции образования в будущем в условиях глобализации

1. Тенденция изменения роли преподавателей: для того, чтобы воспитать независимую личность, способную добывать информацию, обрабатывать ее и интерпретировать, разрабатывать свои способы решения определенных проблем, преподаватель должен пересмотреть свои методы обучения и переходить от роли лектора к роли наставника. Эта задача требует активного использования новых информационных и коммуникационных технологий, которые и преподаватель, и студент могли бы осваивать и использовать вместе. Такая эволюция подразумевает, что:

а) Преподаватели будут обладать значительной свободой в выборе методов обучения, организации расписания и пространства в аудитории, возможностью адаптации процесса обучения к индивидуальным требованиям и т.д.;

б) Необходимость в осваивании новых информационных технологий и необходимость в современном оборудование(в Москве на данный момент создаются классы-трансформеры, позволяющие изменять структуру класса, его обстановку, что, несомненно, является явным осовремениванием школ, но на данный момент это находится только в экспериментальной стадии)

в) Зарплата учителей должна индексироваться по критерию эффективности преподавания на основе регулярного независимого тестирования. Особенно это касается среднего образования с 5 по 11 класс. Необходимо устранение распространенной проблемы “злого учителя”, который выбирает себе несколько учеников, воздвигая их в своих любимчиков, а остальным занижает оценки и т.д. Это проблема некомпетентности педагогов, которая должна решаться замещением старых учителей новыми кадрами, обучающимися по новым стандартам образования.

2. Пересмотр задач каждого уровня образования: модернизация систем образования ведет к перераспределению задач между различными уровнями образования:

а) Особое внимание следует уделить базовому всеобщему образованию, чтобы построить общество из образованных и ответственных граждан, способных к независимому мышлению и адекватно реагирующих на современные тенденции; Начальная школа должна служить фундаментом для создания основ личности человека, социализации личности, а базовые предметы общего развития направлены на создания фундамента базовых знаний.

Мы предлагаем с 5 класса введение всех школьных дисциплин (химия, физика) на основе практического восприятия для определения наклонностей ребенка по предметам. Каждые 3 месяца должен проводится общий тест, показывающий предметные знания ребенка. На основе этих тестов школа делает анализ способностей ребенка и дает рекомендации по дальнейшиму выбору ребенком профиля в 6 классе, где уже более углубленно изучаются профильные предметы. Следует учитывать и психологию детей, которая проявляется в смене интересов обучение. Для этого будет предоставлена свободная возможность смены профиля до 9 класса. В 10-11 классах профиль закрепляется за учеником. Но опять-таки, учитывая особенности психологии детей, смена профиля будет возможна, но уде по специальному заявлению на имя директора, в котором ученик должен будет подробно описать причины смены профиля. Мы предлагаем отмену Единого Государственного Экзамена, вместо него ученик 11 класса должен будет в течение 1 года написать научная работа по темам, которые будет предлагает выбранный им институт. Если работа удовлетворит приёмную комиссию института, ученик сможет продолжить своё обучение в ВУЗе.