Найти тему
Бинокль"

Голые женщины, мужчины и экологическое легкомыслие. В Бресте открылась выставка, где нельзя фотографировать [18+]

Оглавление

В субботу, 7 марта, в Пространстве КХ открылась выставка «Запретные зоны». Она посвящена темам, которые не принято поднимать в «приличном обществе». О чём-то говорить стыдно, о чём-то — страшно, а что-то просто вызывает дискомфорт.

Сколько длится: с 7 по 22 марта.
Где: Галерея Пространства КХ, ул. Халтурина, 2/1 (четверг-воскресенье, 15:00-19:00).
Вход: стоит 4 рубля, выставка строго 18+.
Сколько длится: с 7 по 22 марта. Где: Галерея Пространства КХ, ул. Халтурина, 2/1 (четверг-воскресенье, 15:00-19:00). Вход: стоит 4 рубля, выставка строго 18+.

Парни смотрят на «Возвращение Лилит» Жанны Гладко. Фотографическое панно является частью цикла Inciting Force, в основе которого лежат сложные взаимоотношения художницы с отцом. Образ Лилит демонстрируется на грани патриархальной сексуальности и drag-queen-персонажа.

-2

Выйти из зоны комфорта

Скажем сразу: если вы падаете в обморок при виде неотфотошопленных обнажённых тел и гениталий, не готовы рефлексировать проблемные вопросы и погружаться в чужой личный опыт, будьте аккуратны: выставка получилась очень честной и смелой.

Если вы настроены увидеть что-то кроме буквального и готовы пробовать думать над тем, от чего принято отворачиваться или насчёт чего морализировать, приглашаем попробовать такое искусство.

-3

Василиса Полянина «Они любят лучше нас». Серия работ основана на фотографиях неизвестной женщины с открытого эротического сайта.

Работы созданы в разных медиа: графика, фотография, коллаж, текстиль, видео, мультимедийная инсталляция.

-4
Задача выставки — позволить художницам высказать наболевшее, а нам, зрителям, избавиться от внутренних блоков, комплексов, сомнений и самоцензуры (а ещё научиться противостоять цензуре общественной).
Задача выставки — позволить художницам высказать наболевшее, а нам, зрителям, избавиться от внутренних блоков, комплексов, сомнений и самоцензуры (а ещё научиться противостоять цензуре общественной).

9 беларуских художниц и фотографок в своих работах рассуждают о сексе и сексуальности, религии, традициях, телесности и политике (будет работа Нади Саяпиной «По живому» про события в Одессе во время Евромайдана).

Ещё одна важная тема, с которой поработали художницы, — тема экологии. Несмотря на то, что она визуально менее шокирующая и кажется далёкой, касающейся нас только где-то в перспективе, это одна из самых страшных проблем нашего времени. Все мы видели эту зиму без снега и читали про китов, которые питаются пластиком.

-6

Кресты Светланы Гусаковой сделаны из сосны, поеденной короедом. Разные ходы жуков, разные рисунки, разная текстура. Сосну Света нашла у себя на участке и подошла к находке с размышлениями о гибели леса. Кресты здесь не связаны с религией. Крестами помечают деревья, которые готовятся вырубить.

Экологические проекты говорят о том, что нам пора поубавить спесь и постараться стать в один ряд с другими жителями планеты. Об этом видео брестской художницы Ольги Масловской «Alien» (пришелец. — Прим.). Видео снято намеренно сумбурно, без привычного человеческого ракурса и дистанции. Натуральный звук съёмки в фильме смешан со звуком космоса, вселенной, который похож на пение птиц, шум ветра, но на самом деле это нечто совершенно иное.

-7

«Ничего святого»

Сама выставка родилась из двух проектов — Тони Слободчиковой «Ничего святого» и Ольги Кирилловой «Секретная папка». Художницы вообще не были уверены, что смогут показать свои откровенные работы хоть где-то в Беларуси.

«Ничего святого» — сатирический проект о том, что вообще есть традиции и насколько слепо мы должны им следовать. Помните, как мы в своё время дорисовывали в учебниках рожки Пушкину или усы императрице Екатерине? Тоня сделала нечто похожее.

-8
-9

Её работа состоит из открыток-репродукций классических картин из Эрмитажа и других крупных портретных коллекций, поверх которых Тоня дорисовывает разные вызывающие элементы. Классические картины тут олицетворяют традиции и «духовные скрепы», а её рисунки — тот переход к новому, трансформация, которая происходит уже давно, но игнорируется, отторгается консервативным обществом.

Тоня не предлагает отринуть и разрушить эти традиции. Тоня говорит о том, что они слишком статичны. Традиции не реагируют на развитие мира и общества, а значит, нам самим придётся реагировать на них.

Сексуальность жива, пока жив человек

Проект Ольги Кирилловой основан на очень личной истории, связанной со смертью её подруги — она умерла от рака в 57 лет. Будучи при смерти, она попросила Олю удалить интимные фотографии, которые она снимала со своими мужчинами на протяжении долгих лет. Подруга тоже была художницей и фотографкой, поэтому это был очень эстетичный и чувственный архив.

-10
-11

Ольге было жаль удалять эти фотографии, но она не могла этого не сделать. Чтобы отдать дань уважения своей подруге, она пересняла эти фотографии с собой в главной роли. Ольга попыталась воссоздать интерьеры, найти фотоаппараты, которыми снимала подруга, уговаривала своих мужчин позировать.

Постепенно этот проект стал для Ольги более личным. Благодаря ему она узнала о себе новое, приняла своё «скрытное» — и это знание дало ей уверенность и смелость говорить. Это очень трогательный проект о принятии себя, своего тела и желаний, приходящей старости и сексуальности, которая жива до тех пор, пока жив человек.

«Ис-под-неё»

Тема телесности и сексуальности, особенно женской, — это повсеместное табу. И хотя XX и XXI века подводят нас к раскрепощению, многие люди до сих пор не могут проговаривать со своими психотерапевтами, друзьями, партнёрами какие-то страхи, комплексы, предпочтения в сексе и даже концепт согласия на секс.
Тема телесности и сексуальности, особенно женской, — это повсеместное табу. И хотя XX и XXI века подводят нас к раскрепощению, многие люди до сих пор не могут проговаривать со своими психотерапевтами, друзьями, партнёрами какие-то страхи, комплексы, предпочтения в сексе и даже концепт согласия на секс.

Теме телесности будет посвящена мультимедийная инсталляция Нади Саяпиной «Ис-под-неё». Это совместный проект с фотографкой Татьяной Капитоновой и группой минских каллиграфистов, который готовился специально для этой выставки.

Надя опросила 70 женщин, которые должны были ответить на 2 вопроса, касающихся телесных комплексов: как они сами оценивают своё тело, что им в нём не нравится и какие самые обидные комментарии по поводу своей внешности они получали.

-13

Визуально это выглядит так: фотографии, на которых изображена обнажённая Надя, а её тело покрывают все эти обидные высказывания в виде сексуального нижнего белья. Эта работа о том, насколько мы не любим себя и других и насколько другие не любят нас.

Постойте, а как же мужчины?

Да, все эти проблемы есть и у мужчин. Но поскольку сами художницы — женщины, им гораздо проще проанализировать и приложить к себе именно женские проблемы (тем более как Надя Саяпина — в виде белья).

— В выставке важно не только то, что она заявляет эти спорные вопросы, но и то, что они проговариваются устами и руками женщин, которые как бы по умолчанию в сфере уверенных и радикальных высказываний находятся всё-таки за спинами мужчин, — объясняет Лизавета Михальчук, кураторка выставки.
— В выставке важно не только то, что она заявляет эти спорные вопросы, но и то, что они проговариваются устами и руками женщин, которые как бы по умолчанию в сфере уверенных и радикальных высказываний находятся всё-таки за спинами мужчин, — объясняет Лизавета Михальчук, кураторка выставки.

— Это всегда было прерогативой мужчины — высказаться, залезть на баррикаду, затеять драку. Женщина исторически воспринимается не как та, кто лезет на рожон и рубит правду-мать, а как та, кто ищет компромиссы, разнимает драки, сглаживает углы, успокаивает мужчин. В этой выставке мы услышим голоса женщин-художниц, которые звучат громко, внятно, без пошлости и пафоса.

-15
-16
-17

Анна Бунделева «Мы никогда не пересечёмся». Анна акцентирует внимание на женщинах в мусульманском мире, на их отрезанности от общественно-социальной жизни и общечеловеческих благ.

-18

Василиса Полянина «Вот те крест!». Это текстильные объекты, за основу которых взята форма креста. Здесь она становится частью не только человеческого, но и звериного мира. Человек приближен к животному, а животное — к человеку.

Леся Пчёлка "Реставрация ужина" — инсталляция из коллажа-скатерти из разбитых фотографий и треснутых женских надгробных медальонов, тарелок с фотографиями самой художницы во всей её телесной уязвимости и разбитую фарфоровую маску. Это проект о хрупкости нашего существования, женской доле и предназначении, о роли женщины в "традиционном" обществе и уязвимости — телесной и социальной, о хрупкости тела и памяти.

Фотографии — Роман Чмель