Спектакль поставлен по пьесе Славомира Мрожека-представителя абсурдизма в литературе.
Привлекло внимание к спектаклю само название пьесы, также захотелось окунуться в атмосферу театра абсурда. Ставят "Танго" довольно редко, проблема- в сложности понимания самого произведения.
Но вот мы в зрительном зале, тсс.
-Танго -что же это?
-"Ну конечно же танец!", - скажут те, кто не смотрел спектакль и не читал пьесу. В голове действительно сразу возникают картинки красивого чувственного танца.
Да, сегодня это парный страстный латино-американский танец, но не все так просто...
На протяжении спектакля на стенах обшарпанного дома-которые являются декорациями, мультимедийно транслируются разъяснения термина “танго”, который имеет множество значений-это и тайное место, и место исполнения ритуальных танцев и жертвоприношений в Египте, также обозначает ограниченное пространство, и место, куда помещали рабов...Не слабо так, на минуточку).
В качестве декораций также видим детскую площадку перед домом -в течение всего спектакля герои или раскручивают карусель, или катаются с горки, либо копаются в песочнице. Сначала удивил своим присутствием на сцене древнеегипетский саркофаг, (хотя чего удивляться, театр абсурда как-никак)но потом стало понятно, что это отсылка к древнему Египту, где изначально появилось слово “танго”.
Танго-это некая форма, а теперь к содержанию:
В семье главного героя Артура царит хаос и разнузданность.
Три поколения одной семьи- существующие на протяжении всей жизни в рамках одного пространства, а именно детской площадки (подразумевается все общество-прием многих утопий) :
- -Бабуля, которая в молодости боролась за право танцевать танго, играет в карты с любовником матери главного героя,
- беспринципный Эдуард-любовник матери главного героя,
- мамаша Элеонора, изменяющая мужу-так она видит свою "свободу", но она не приносит ей счастья,
- папаша -неудавшийся актер-экспериментатор, ходит в рубашке нараспашку ввиду отсутствия пуговиц и гордится, что может себе это позволить-в молодости боролся за права и свободу, знает, что ему изменяет жена, но не выгонит любовника, потому что умом не понимает:"Зачем?",
- чекнутый дядюшка Артура,
- и наконец, девушка Аля, как оказывается впоследствии-кузина Артура, в которую он влюблен, но которая не торопится выходить за него замуж, потому что дорожит "прелестями" свободной любви.
- Сам Артур -молодой человек 25-ти лет, учится в медицинском институте, изучает философию. Его не устраивает собственная развращенная свободой семейка, не такой свободы он хочет. Он выступает за традиции, рамки и ограничения.
Достаточно абсурдный колорит, согласитесь?)
Артуру осточертел весь этот балаган и он хочет установить хоть какие-то порядки и рамки, чтобы утихомирить свою семейку, вернуть смысл давно потерявшим смысл понятиям “честь”, “верность”, “достоинство”. Запомнилась его реплика:"А теперь выйдете все вон, я создам вас заново!"
Он уверен, что идея должна спасти мир, наполнить жизнь смыслом, пусть даже, если ради этой идеи кому-то придется умереть. Он берет пистолет и силой пытается привести семью в порядок перед своей свадьбой, заставляет всех прибраться в квартире, нарядиться, женщин - прихорошиться, отца -застегнуться)
В пьесе много диалогов, много философских вопросов и отсылок, затрагиваются такие понятия как конформность, анархия, энтропия, формализм .
Карусель в качестве декорации в данном случае выступила аллегорией жизненной круговерти и цикличности, смены поколений, смены хаоса и порядка, смены политических режимов- от тех, когда все дозволено (предполагаемый мир Мрожека)-до полнейшего тоталитаризма(в 60-ые годы 20 века только через сатиру можно было критиковать сложившийся миропорядок).
Конфликт заключается в том, что молодой Артур выступает против той свободы, за которую так яростно боролись его бабушка и отец с матерью, когда "настолько все дозволено, что ничего не работает", ничто не ценно, ничто не может вызвать уважения, когда каждый растаскивает мир на кусочки в угоду своих личных низменных интересов и остаются только руины, а жизнь просто теряет смысл, потому что абсолютная свобода не может принести ничего кроме разрушения.
Вопрос бабушки Артура перед своей кончиной “Кто ВЫ?” также заставляет задуматься: "Кто, собственно говоря, ты? Какие принципы ты соблюдаешь и зачем?Готов ли ты чем -то пожертвовать ради соблюдения этих принципов? Смог бы ты бороться за идею или даже умереть за нее?" "Свободен ли ты в своих принципах?"
Но поиск идей и смыслов заканчивается для Артура трагически. Слишком поздно, уже перед своей смертью Артур признается Але в любви. А любовь- это и есть смысл жизни мужчины и женщины. Показательна реплика Али: "Он меня любил, этого у меня никто не отнимет".
Карусель жизни останавливается для главного героя, революция по восстановлению ценностей потерпела крах. Балом теперь будет править и танцевать танго беспринципный Эдик( Увы!
“Наша жизнь-сплошное танго”, очень грустно.
Нет, танцев не было...
Впечатления от спектакля: сложно, специфично, символично, неординарно, достаточно глубоко.
Пожалуй стоит сказать спасибо артистам, которые помогли проникнуться произведением и блестяще исполнить роли таких сложных персонажей.
Режиссером-постановщиком спектакля является Игорь Неведров, он же исполнитель главной роли (Артур), но на нашем сеансе был другой исполнитель- Кондрашов Дмитрий, не менее талантливо сыгравший.
Хочется отметить актера, исполнившего роль Евгении (бабушки Артура). Роль исполнял мужчина, но поняли мы это не сразу, что говорит о мастерской игре. Бабуля была представлена несколько истерически- шумной особой с запоминающимся заливистым смехом, мужчине очень трудно такое изобразить, но Владимиру Белостоцкому это удалось. Браво!
Произведение по сути - драма, но актерам некоторыми репликами удавалось развеселить публику, местами было даже очень смешно.
Стоит отметить декорации и костюмы героев, а также уместное музыкальное сопровождение.
Ожидали, что все-таки будет танец, но его не было. Собственно пьеса не про танец.
Спектакль к просмотру рекомендую! Каждый найдет в нем что-то свое.